Кто изобрел помаду для губ. История возникновения помады


Когда появилась первая помада? Чем красили губы в Древнем Египте и красили ли вообще? Из чего делают помаду? И почему именно красный цвет?

Мэрилин Монро

В данной статье мы расскажем вам о том, как и чем красили губы на протяжении веков женщины в разных странах мира, а также о том, что из себя представляет помада сегодня.

Помада – средство для окраски губ, слово «помада» происходит от латинского «pomum» - яблоко

История губной помады от Древнего Египта до ХХ века


пользуется популярностью и по сей день - акцент на глаза, потрясающие длинные стрелки. Действительно, что может быть прекраснее кошачьих глаз. Но не только черная краска для макияжа глаз была известна в Древнем Египте.


Статуя Рахотепа и Нофрет
Древний Египет

Древние египтяне были настоящими мастерами и в строительстве пирамид, и в медицине, и также в макияже. Помада тоже являлась обязательным элементом макияжа женщин Древнего Египта. Если глаза красили исходя из того, что глаза - зеркало души, и через глаза в тело могут проникнуть злые духи и завладеть человеком, то о религиозном предназначении помады в Древнем Египте ничего не известно.


Бюст Нефертити

На губы помаду наносили для того, чтобы придать им блеск. В качестве помады египтянки использовали смесь из жира и красной охры. Возможно, в условиях жаркого климата такая помада могла служить и защитой для губ.

Охра - это пигмент природного происхождения, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины (желтая охра) либо из смеси безводной окиси железа с глиной (красная охра).


Охра

Охра одна из самых древних красок. И не только в макияже. Первобытные люди, рисуя на стенах пещер, в качестве желто-красной краски использовали именно охру. Древние племена раскрашивали лица и как краску также использовали охру. Да и сегодня некоторые африканские племена, раскрашивая лица перед проведением тех или же иных обрядов либо перед охотой, тоже не обходятся без охры.


Цезарь и Клеопатра

Красили губы и женщины Древней Греции и Древнего Рима. Однако, в отличие от египтянок, их макияж не мог быть очень ярким. Считалось, что женщины-хозяйки, матери и жены, должны отличаться скромностью. В Древней Греции яркий макияж, если кому и разрешался, то это – женщинам, которые сопровождали мужчин на пирах и в театрах.

В Древнем Риме яркий макияж, отступая от всеобще принятых правил, могли себе позволить женщины знатного происхождения и, конечно же, императрицы.

В качестве краски также использовали охру. Либо, в Древней Греции, пигмент вермильон. Это измельченная в порошок киноварь.

Киноварь – сульфид ртути, предвестник ядовитой косметики XVI-XVIII веков.


Киноварь

Киноварь греческое слово, которое, возможно, имеет персидское происхождение, и в переводе означает «кровь дракона».


Камея с изображением римской императрицы Мессалины с детьми

В Древнем Риме также в качестве красной краски могли использовать красный свинец, красильный мох, сангину. Сангина – это палочки из каолина (белая глина) и оксидов железа, проще говоря, красный мел. Красильный мох – растение из класса лишаев, может давать краску красного, фиолетового и синего цвета.

К слову, в Древнем Риме красить губы, по некоторым данным, могли и мужчины.

В Средние века в Европе с помадой боролась церковь. Вся косметика осуждалась церковью, как «краски дьявола». В те времена считалось, что наносить макияж означает вводить в обман, а ложь – один из смертных грехов. И мало того, что в Средние века лицо совсем не красили (и помада, и румяна были под запретом), так еще в те времена появилась и делать высокий лоб, выщипывая волосы надо лбом. С современной точки зрения, жуткое зрелище.


Ян ван Эйк
Портрет Маргарет Ван Эйк, 1439 год

В XVI веке, в эпоху Возрождения, губы женщин вновь становятся ярко-алыми. Моду на макияж и, конечно же, помаду во Франции диктует королева родом из влиятельного итальянского флорентийского рода Екатерина Медичи, а в Англии – Елизавета I.


Портрет Екатерины Медичи

С XVI века и позже, в XVII и XVIII веках, в Европе ярко-алая помада и розовые румяна будут служить для того, чтобы подчеркнуть снежную белизну кожи, покрытой не одним слоем белил.


Елизавета I

То же самое относится и к традиционному японскому макияжу гейши. Красной помадой подчеркивается белизна кожи.


Японская картина
Красавица с веером, 1927 год

В XVI – XVIII веках помаду по-прежнему делают из охры, ядовитого сульфида ртути – вермильон, кошенили.

Кошениль – это ярко-красная краска, которую получают из насекомых отряда полужесткокрылых под названием кошениль.


Кошениль

В XVII-XVIII вв. мужчины и дети тоже красили губы помадой

Кстати, в XVII и XVIII веках в Европе макияж наносили не только женщины, но и мужчины. Как и дамы, кавалеры использовали белила и румяна, а также красили губы. Красили губы и детям. Впрочем, в те времена не существовало отдельной моды и даже одежды для детей. Дети носили то же самое, что и взрослые, понятное дело лишь размером меньше. Те же корсеты девочки начинали носить в возрасте 10-12 лет. Единственное, мужская и детская помада отличалась по цвету от женской. Она не была настолько яркой.


Портрет мадам де Помпадур
Фаворитка французского короля Людовика XV
Художник Франсуа Буше

XIX век – вновь время скоромности. Французская роскошь балов и дворцов закончилась революцией. А моду все больше и больше начинает диктовать, еще с XVIII века более скромная в своих нарядах и макияже, Англия. Да и буржуазия, новый влиятельный слой общества XIX века, люди, зарабатывающие деньги, иначе относились к роскоши. Они считали, что к деньгам следует относиться экономно и пускать их в дело, а не на краски.


Фотография английской королевы Виктории с дочерью, 1845 год

Английская королева XIX века, королева Виктория, считала макияж проявлением вульгарности. В XIX веке появляется представление о том, что яркая красная помада, да и вообще макияж, допустим лишь для актрис и певиц. Но не для пристойных дам. Юным же девушкам, чтобы сделать губы ярче, оставалось лишь покусывать их.

Также с конца XVIII – начала XIX веков появляется множество медицинских трудов о вреде косметики, которая на протяжении XVI-XVIII веков производилась из ртути и свинца.

Губная помада красного цвета

«Красный – цвет жизни, цвет крови.
Обожаю красный».
Коко Шанель

Это сегодня можно купить помаду практически любого цвета – от алого до розового, оранжевую и даже черную. Но на протяжении веков цвет помады всегда оставался ярко-красным.


Коко Шанель

Красный, черный и белый – три основных цвета в истории взаимоотношений красок и человека. Именно красный, черный и белый цвета стали первыми цветами, которые начали использовать первобытные люди в качестве красок, как для живописи на стенах пещер, так и для раскраски лица. А американские индейцы так вообще красили охрой не только лица, но и тела, за что и получили от европейцев свое прозвище - краснокожие.


Пещера Альтамира, Испания
Рисунок первобытных людей

Красный цвет имеет разностороннюю символику. С одной стороны – это цвет жизни. Ведь цвет нашего «жизненного сока», то есть крови, - красный. Это цвет солнца – красное солнышко. Красный зачастую являлся синонимом красоты - . Традиционный цвет свадебной одежды девушек многих народов также красный. К примеру, на Руси замуж выходили в красном сарафане. С другой стороны, красный – это цвет опасности и тревоги.


Софи Лорен

Интересны и физические свойства красного цвета. Красный цвет из всех цветов спектра, которые воспринимает человек, обладает наибольшей длиной волны. Таким образом, он вызывает более сильную подсознательную реакцию – красный цвет заметен всегда.

А еще красные губы и щеки – это знак здоровья и молодости. Как говорят в народе, кровь с молоком.

Красная помада как символ борьбы за права женщин


В начале ХХ века помада по-прежнему ассоциировалась с актрисами и певицами, а то и вовсе с женщинами легкого поведения. И именно в первой четверти ХХ века помада, а также и макияж в целом, становятся неизменными атрибутами феминисток – женщин, которые в те годы боролись за равные права с мужчинами.


Кадр из фильма «Большие гонки» 1965 года
Главная героиня фильма – журналист и феминистка

Так, в 1912 году на марш в Нью-Йорке за право голосования все его участницы вышли с губами, окрашенными яркой алой помадой.


Кадр из фильма «Большие гонки» 1965 года

А в 1915 году появилась первая удобная помада – помада в круглом футляре с рычажками по бокам. До этого помада на протяжении всей своей истории была в виде краски, которую наносили при помощи кисточки. И уже в 1920-е годы девушки-модницы с короткими стрижками, ведущие активный образ жизни, не представляют свой образ без красной помады.


Короткая стрижка по моде 1920-х

Практически весь ХХ век: и в 1930-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е помада не выходит из моды. Становится предметом, который можно найти в сумочке практически любой женщины. Даже в военные 1940-е годы помада по-прежнему производилась и продавалась. А в США при участии Элизабет Арден, основательницы косметического бренда Elizabeth Arden, в военные годы была разработана помада красного оттенка под цвет оттенка униформы корпуса женского резерва морской пехоты.


Мэрилин Монро

И только в 1990-е помада на некоторое время уступила свои позиции блеску для губ. Впрочем, блеск для губ – это ничто иное, как производное помады. Первый блеск для губ появился достаточно давно – еще в 1932 году. Однако уже в начале XXI века мода на помаду возвращается вновь.

Из чего делают губную помаду сегодня

Основные составляющие помады:

1. Воск – он придает ей форму
2. Пигменты – они предают цвет
3. Отдушки – они делают приятным запах
4. Растительные масла – основа помады ХХ в.
5. Силиконовые масла – делают помаду стойкой, основа помады ХХI в.
6. Различные добавки – к примеру, витамины, перламутровые добавки, ланолин, который придает губам эластичность и т.д.

И, кстати, все перечисленное выше мы едим. В буквальном смысле этого слова. Помаду съедают не только женщины, но и мужчины – при поцелуях.

По данным французских ученых, мужчины съедают до 3 кг помады за свою жизнь, а женщины - до 8 кг.

В ХХ веке помаду чаще всего делали из растительного масла, к примеру, касторового, воска и, конечно же, пигментов, которые предавали ей цвет. Такая помада с годами приобретала горький запах, так как растительное масло портилось. Если у вас дома сохранились старые помады, родом из 70-х или же 80-х, понюхайте, и вы ощутите запах испорченного от времени растительного масла.


Элизабет Тейлор

Первым пигментом, который использовали при производстве помад, стал кармин или же старый добрый кошениль – краситель, получаемый из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили. Сегодня пигменты чаще всего искусственного происхождения.


Популярная в 1920-1930-е годы помада

Также в помаду добавляют и отдушки - смесь синтетических и полусинтетических композиций, с целью придания помаде приятного запаха.

В 1990-е в производстве помад происходит революция. На протяжении долгого времени помады пытались сделать стойкими и только в конце ХХ века это удалось. В 1990-е годы помады начали делать из воска, пигментов и силиконового масла. Первую такую помаду выпустила фирма Revlon. Эта же фирма первой предложила сочетать по цвету помаду и лак. Однако были у такого продукта и свои недостатки – это была лишь матовая помада и она сушила губы, так как силиконовое масло сразу же после нанесения испарялось.

В 2000 году попытку создать стойкую помаду предприняла фирма Max Factor. Они создали двухстороннюю помаду. Сначала наносился один слой с испаряющимся силиконовым маслом, затем второй – глянцевое покрытие с силиконовым маслом, которое не испарялось. Но согласитесь, двухсторонняя помада, которую следует наносить в правильном порядке слой за слоем, - это что-то очень сложное.

Силиконовые масла – это жидкие кремнийорганические полимеры, то есть кремниевые аналоги органических соединений, где некоторые атомы углерода замещены на атомы кремния.

И, наконец, японские химики нашли способ сочетать в одной помаде летучие и нелетучие силиконовые масла. Таким образом, помада получилась стойкой и при этом не сушила губы. Японцы получили эмульсию силиконовых масел. Эмульсия – это смесь несмешиваемых жидкостей. В такую помаду стало возможным добавлять, помимо пигмента, воска, отдушки, и силиконовых масел, еще и различные дополнительные вещества. К примеру, витамин Е или же старые добрые растительные масла, которые увлажняют губы.





Ей уже больше пяти тысяч лет. В определённые периоды за её использование судили и даже сжигали на кострах. Но, не смотря ни на что, она по-прежнему популярна, и есть в арсенале каждой из нас:-)

ИСТОРИЯ КРАСНОЙ ПОМАДЫ

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КТО ВО ЧТО ГОРАЗД

Есть разные мнения о том, когда же все-таки появилась красная помада. Некоторые историки уверены - её изобретателями были шумеры, и красить губы женщины начали 5500 лет назад. По другой версии родина помады - Древний Египет, там ей пользовались и женщины, и мужчины. Губы они красили смесью охры, воска, жира и кармина. Клеопатра, например, использовала смесь, полученную из тёртых красных муравьев и жуков. Иногда египтянки красили губы киноварью - это такой минерал на основе ртути.

Поцелуй красавиц нередко становился смертельно опасным.

Говоря о красной помаде, нельзя не упомянуть царицу Нефертити. Её помада была сделана из перламутра раковин морских моллюсков. Первый люкс в макияже:-)

А вот в Древней Греции красить губы официально разрешалось только куртизанкам. Их помада была сделана из красной краски и таких неаппетитных ингредиентов, как овечий пот и экскременты крокодилов. В Древнем Риме красными губами выделялись дамы из богатых семей.

СРЕДНИЕ ВЕКА: КРАСОТА ПОД ЗАПРЕТОМ

Во времена кровавой инквизиции любой, кто выделялся из толпы яркой внешностью, мог тут же отправиться на костёр.

Чтобы выжить, девушки не просто прекратили украшать себя, они стремились стать незаметными. Подтверждение этому можно увидеть на картинах того времени - люди бледные, губы их кажутся бескровными.

Охота на ведьм вынудила красную помаду на время отправиться в подполье.

Правда, были и смелые дамы, которые чтобы придать губам цвет, просто кусали их.

Такой вот выход нашли предприимчивые средневековые девушки:-)

РЕНЕССАНС: МИРОМ ПРАВИТ КРАСОТА

Моду на яркие губы задала английская королева Елизавета I. Она абсолютно спокойно игнорировала утверждение священников, что красная помада - происки дьявола. И красила губы смесью из сока инжира, яичного белка и размолотых красных зёрен кошенили.

Поговаривают, что эту помаду она даже изобрела сама. За королевой потянулись и придворные дамы. Красный - снова в тренде.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ПОД СУД ЗА ГУБЫ, НО НЕ ВЕЗДЕ

В начале XVIII века высшие чины вновь меняют свое мнение о красных губах на резко негативное. А британское правительство даже законодательно запрещает помаду. Девушек, которые красятся, снова называют колдуньями.

То же самое в Америке.

Представляете, мужчина мог в одностороннем порядке аннулировать брак, если его жена без разрешения накрасила губы!

1800-Е ГОДЫ: ПОМАДА ОБРЕТАЕТ ИМЯ

Зато французский двор помаду полюбил. Красились не только дамы, но и мужчины. Так они пытались выделить губы на фоне бороды и усов. Кстати, девочки, словом «помада» мы обязаны кардиналу Ришелье.

Он так любил яблоки, что хотел всегда иметь их под рукой. И тогда его лекарь смешал для кардинала специальное средство с яблочным ароматом. Тот наносил его на верхнюю губу, чтобы всё время ощущать любимый аромат. В итоге от французского «pomme», что в переводе означает «яблоко», и пошло привычное нам слово «помада».

КОНЕЦ XIX ВЕКА: БЬЮТИ-РЕВОЛЮЦИЯ

Вот здесь происходит настоящий прорыв в индустрии красоты. Красная помада становится трендом.

В 1870 году французский бренд Guerlain запускает производство безопасной губной помады. В её составе - экстракт грейпфрута, смешанный со сливочным маслом и пчелиным воском. Помада была помещена в футляр с колесиком, называлась она «Ne m’Oubliez pas», что переводилось как «Не забывай меня».

Первая помада от Guerlain

Первой появляется на публике с ярко накрашенными губами актриса Сара Бернар. И получает шквал негативных отзывов, ведь красная помада всё ещё порицается в обществе. Однако поступок актрисы становится значимым для всей индустрии красоты.

XX ВЕК: ДЕЛО ЗА АЛЫМ!

1900 - 1920 гг. Красные губы феминистки делают символом свободы и самовыражения.

Выступая за права женщин, суфражистки ярко красят губы. Так они пытаются привлечь внимание к своему движению за избирательные права женщин.

Именную красную помаду CoCo Rouge презентует в 1924 году Габриель Шанель. Та становится одним из символов Дома Chanel, и выпускается по сей день.

1930 - 1940 гг. Vogue объявил помаду «самым важным косметическим средством для женщин». В разгаре Великая депрессия, но продажи этого бьюти-продукта растут. Даже появляется термин «эффект губной помады». Экономисты используют его для объяснения того, почему потребители продолжают покупать мелкие, «несерьёзные» товары, такие как губная помада, для поднятия настроения во времена финансовых трудностей.

А в 1947 году Кристиан Диор презентует премьерную серию из 8 красных помад Dior Rouge, которые в одночасье становятся легендами.

Dior Rouge

Это по настоящему золотое время красных губ. Актрисы с афиш и телеэкранов красуются с яркими губами. Мэрилин Монро наносила красную помаду по своей собственной технологии аж в пять слоев.

А Элизабет Тэйлор так любила яркую помаду, что даже требовала, чтобы в фильмах с её участием красные губы были лишь у неё.

Не отставали и королевы. Так, например, в 1953 году готовясь к собственной коронации, королева Великобритании Елизавета II заказала индивидуальный оттенок помады в тон своей мантии. Получившийся в результате красный цвет назвали «Балморал» − по имени её замка в Шотландии.

1960-Е И 1970-Е ГОДЫ

Популярность красной помады падает, в тренде - естественность и нейтральные цвета. Тон новой моде задают хиппи. Но с появлением гламура вишнево-красные глянцевые губы вернутся…

XXI ВЕК

В XXI веке ярким губам даже устраивают перфомансы. Так в 2012 году в музее дворца Почетного легиона в Сан-Франциско прошла большая выставка «Ман Рэй и Ли Миллер: Партнеры в сюрреализме». Она отражала историю взаимоотношений режиссера-авангардиста, художника и экспериментатора в области фотографии Ман Рэя и его ассистентки, модели журнала Vogue. Так вот, на выставке была представлена серия фотографий и объектов, посвященных губам его возлюбленной, например, работа Observatory Time — The Lovers, на которой изображен огромный, парящий над лесом рот Ли Миллер. Так губы Миллер обрели статус настоящего произведения искусства. И это только один из примеров.

Ман Рэй, Обсерватория времени

ПРОИЗВОДСТВО ПОМАДЫ

Если раньше помады делали вручную, смешивая различные компоненты, то сегодня это механический процесс. В составе помады теперь пять основных безопасных компонентов: ланолин (жир из шерсти овец), масла (касторовое), натуральные воски, красители и перламутр.

Все ингредиенты в определенной последовательности закладываются в котел, где смешиваются, а затем варятся шесть часов. После, горячую массу переливают в специальные контейнеры, в них она остывает примерно восемь часов. Получаются брикеты весом по 20 кг., их режут на части, снова расплавляют, заливают в формовочные машины, фасуют, охлаждают по специальной технологии и потом уже помещают в тюбики.


ПОМАДА СЕГОДНЯ

Сегодня женщины смело экспериментируют с оттенками помады. На улицах городов можно встретить девушек с тёмными и даже чёрными губами, однако самым популярным по-прежнему остается красный.

Кстати, учёными уже доказано - женщины с красными губами привлекают больше внимания мужчин. Так представители сильного пола задерживают взгляд на женщине с красной помадой на 7,3 секунды. А на ту, чьи губы вообще не накрашены смотрят всего 2,2 секунды. Красим губы, девочки! Кому актуально, конечно! :-)))

Древние египтянки использовали пурпурно-красный краситель, взятый из морских водорослей, с добавлением йода и брома. Так как бром был ядовит, это получило название "поцелуй смерти". Также египтянки использовали хну. А чтобы помада мерцала, добавлялась рыбья чешуя.

Помада Клеопатры была сделана из пунцовых жуков и яиц муравьев, служивших основой!

В 16 столетии при правлении Елизаветы I помада стала довольно популярна в Англии. Она ввела тенденцию меловых белых лиц и кроваво-красных губ. В это время помада изготавливалась из воска и красных красителей растительного происхождения (высушенные цветы, такие как роза, герань).

В 1770 году парламент Англии принял закон против губной помады, заявляя, что "искусственные" женщины были ведьмами, которые пытались соблазнить мужчин для брака. Они могли быть сожжены на костре. В 1800 году даже королева Виктория выступила против макияжа и помады и сослала ее на уровень женщин легкого поведения.

Тем не менее, актрисам по-прежнему было разрешено носить макияж, но только на сцене. В 1880 годах некоторые актрисы, например, Сара Бернар, начали носить макияж в общественных местах.
В это время губная помада еще не была в тубе. Краситель наносился на губы с помощью кисти. Стоил он дорого и женщины среднего достатка не могли себе позволить такую роскошь.

В 1884 году в Париже появилась первая современная помада, которая была завернута в бумагу и шелк и содержала олений жир, касторовое масло и воск. Но такую помаду невозможно было носить в кармане или сумочке, а значит, женщины могли нанести макияж дома, а вот поправить его нет.

В 1903 году, на Всемирной выставке в Амстердаме, где, помимо прочего, была продемонстрирована косметическая новинка кремовой текстуры, предназначенная к нанесению на губы для придания им цвета. Тогда помаду по достоинству оценила знаменитая актриса Сара Бернар.

Глория Свэнсон Мэри Пикфорд

Большую роль в популярности губной помады среди женщин сыграли в первой половине 20 века киноактрисы, в числе которых Глория Свэнсон, Мэри Пикфорд, Лара Тернер, Марлен Дитрих и другие. Во многом благодаря им произведенные в то время новинки наподобие недорогого тюбика помады за 2 доллара от Елены Рубинштейн "Valaz Lip-Listre" мгновенно раскупались на прилавках косметических магазинов.

Марлен Дитрих Грета Гарбо

Примерно в 1915 году помада начала продаваться в металлических контейнерах с крышкой с разными выдвижными трубами. Первая поворотная трубка была запатентована в 1923 году в Нешвилле штата Теннесси. Это позволило производителям губной помады предлагать свою продукцию в стильной и удобной упаковке. На протяжении 1920-х - 1930-х годов были запатентованы сотни туб для губной помады и имели они все ту же функцию – вращение или нажатие на трубку, чтобы открыть столбик губной помады.

Кстати, привычную для нас форму помада приобрела именно в 20 веке, когда фирма Roger & Gallet поместила красящую массу в коробочку цилиндрической формы.

1920 годы - эра темно-красной помады, которая осталась одним из самых популярных оттенков в течение нескольких десятилетий.

В это время начинается мода на определенный контур губ: женщины рисуют контур "бутон розы", "укушенная пчелой", "дуга Купидона", каждая хочет быть особенной, модной и неповторимой. Негласное соревнование идет не только между обладательницами заветных тюбиков, но и между их производителями, среди которых Хелена Рубинштейн , Элизабет Арден , Макс Фактор и другие.


Хелена Рубинштейн Элизабет Арден

Киноиндустрия стимулировала спрос на помаду. Женщины хотели выглядеть как Луиза Брукс, Клара Боу и другие звезды киноэкрана. Такие бренды как Max Factor и Tangee обещали женщинам, что они могут выглядеть как звезды кино благодаря нанесению косметики.

В 1930 годах компания Hazel Bishop ввела стойкую помаду. В это время губная помада содержала воски, смягчители, пигменты и различные масла, а косметический бренд Max Factor создал блеск для губ.

Во время второй мировой войны существенные компоненты для помады, такие как масла, были недоступны. Поэтому губная помада была недостаточна. Также металлический корпус помады был заменен на пластиковый. Однако, она все еще производилась. В Америке и Европе считалось, что макияж психологически важен для женщин. Помада стала символом женской силы в военное время. Прекратилось соперничество брендов и они сосредоточились на выпуске дешевой губной помады.

После Второй Мировой войны косметический рассвет продолжается: в 1947 году в Париже появляется помада "Le Rouge Baiser", которая "позволяет женщинам целоваться". Помимо обещанной стойкости у помады было и другое важное преимущество - богатая цветовая палитра. Теперь использование помады стало привычным: губы красили не только для вечернего выхода, но и, например, во время похода по магазинам.

К 1950 годам темно-красная помада была снова в моде благодаря таким актрисам как Мерилин Монро и Элизабет Тейлор. В эти годы самыми крупными брендами были Revlon и Hazel Bishop .

Цвета помады действительно начали изменяться в 1960-х, когда изменились тенденции в одежде и другой косметике. Вместо глубоких цветов 1950-х, изготовители начали продавать легкие, матовые помады в таких цветах как бледно-розовый, лавандовый и даже белый, противопоставленные акценту на темный тяжелый макияж глаз с карандашом для глаз и тушью.

В конце 1960-х начале 1970-х была тенденция к более естественным цветам губ. Но в конце 1970-х годов с панк-движением стали популярными черные и темно-фиолетовые оттенки. В то же время глем-рокеры, такие как Девид Боуи, бросили вызов культурным нормам с помощью помады. Так началась эра "manstick" (помада на мужчинах).

В 1973 году компания Bonne Bell создала бесцветный блеск для губ с сильным, как правило фруктовым, ароматом. Блеск имел большой успех у девочек-подростков.

Губная помада 1980-х годов обычно была ярко-оранжевой, коралловой, цвета фуксии и красной, которая сочеталась с яркими тенями для век, тушью на ресницах и тяжелым румянцем.

Оттенки помады менялись в течение 1990-х годов. Первоначально они были матовыми и темными, контрастируя с более легким макияжем глаз и кожи лица. В середине 1990-х годов более популярными были коричневые и другие нейтральные тона. Блеском для губ больше пользовались молодые девушки. Вместе с губной помадой стал использоваться карандаш для губ.

Также в 90-х годах помада стала включать модные естественные компоненты и более нежные формулы. Много помад имели в своем составе витамины и травы.

Сегодня можно найти множество оттенков губной помады от бледных пастельных до багряно-черных. Темные цвета более популярны в течение вечера, а нейтральные и нежные - в течение дня. Современной тенденцией является использование в губной помаде органических продуктов, без химикатов.

На выбор женщин предлагается помада различных типов (кремовая, жидкая) и свойств.

К слову, популярность помады, в частности, алой, сейчас набирает обороты, а значит в ближайшие несколько месяцев мы можем смело пополнить содержимое своей косметички одним из образцов этого косметического искусства.

Как менялась помада в разные эпохи: Древний Восток, Античность, средневековая Европа, Новое и Новейшее время. Интересные факты из истории помады.

Женские губы всегда были объектом восхищения для мужчин. Поэты и музыканты сравнивали их с лепестками роз, а художники старались передать чувственность и красоту девичьих уст на своих полотнах. Такое внимание к женским губам объяснялось появлением помады – неотъемлемого атрибута красоты и кокетства истинной леди.

История возникновения губной помады

Древний мир

История помады – это дорога, проложенная сквозь тысячелетия. С давних времен женщины стремились подчеркнуть свою красоту и привлекательность. Известно, что еще в Месопотамии – колыбели евроазиатской цивилизации, яркого цвета губ добивались с помощью полудрагоценных камней, искрошенных в порошок.

В Древнем Египте модными были изящные тонкие губы ярко-красного цвета: в этом можно убедиться, посмотрев на портреты красавицы Нефертити. Краски для губ делали из смеси брома, йода и красных водорослей. А еще в помаду добавляли кармин – пигмент, получаемый из сушеного насекомого кошенили.

Большой поклонницей помады была Клеопатра: царица пользовалась смесью из красной охры и гематита. Египтянки не желали расставаться с помадой не только при жизни: даже в загробный мир они брали ее с собой. Античные красавицы подкрашивали губы цветной жирной глиной, древнерусские женщины – соком малины, клубники и свеклы.

Средние века

В XVII веке помаду делали из более щадящих компонентов: пчелиного воска, экстрактов растений, лепестков герани. После того, как французские парфюмеры добавили в бесцветную душистую мазь, изготовленную для кардинала Ришелье, красящие вещества, на нее обратили внимание и придворные дамы.

Благодаря королеве Елизавете I модными стали ярко-красные губы в сочетании с бледной кожей. А в XVIII веке, при дворе Людовика XVI, не только женщины, но и мужчины пользовались помадой: с ее помощью подчеркивали контуры губ, чтобы они не терялись в усах и бороде.

Однако средневековая Европа была полна противоречий. В середине XVII века христианская церковь осудила использование косметики. Женщин с накрашенными губами называли ведьмами и обрекали на вечные муки в аду. Сам факт подкрашивания губ считался преступлением, а помада – «орудием дьявола», с помощью которого незамужние девушки соблазняли мужчин. Закон, принятый британским Парламентом в 1770 году, гласил, что эти неблагочестивые особы заслуживают сожжения на костре за колдовство.

Это интересно! Оттенки губной помады, которые предпочитали женщины, менялись в зависимости от страны и эпохи. Ярко-розовый цвет был очень популярен в эпоху Возрождения – у богатых венецианок. Золотой краской пользовались в древней Индии (). В черный цвет красили губы африканки. А стиль «nude», когда губы полностью сливаются с кожей, придумали египтянки.

Новое время

Современный вид помада начала приобретать в конце XIX века.

1883 год считается днем рождением помады в тюбике: французские парфюмеры на выставке в Амстердаме представили всему миру свою находку – помаду из оленьего жира в виде миниатюрного стержня, завернутого в шелковый лоскуток. Новинку немедленно приобрела Легендарная Сара Бернар (), очарованная ее соблазнительным, ярко-вишневым оттенком. Правда, помада в тюбике стоила так дорого, что для большинства женщин была непозволительной роскошью.

Новейшее время

Настоящей революцией в мире моды стала помада Valaz Lip-Listre от королевы косметики Елены Рубинштейн: стоила она всего несколько долларов. Так на прилавках парфюмерных магазинов появилась доступная по цене помада. Производители «заветных тюбиков», среди которых Элизабет Арден, Елена Рубинштейн, Макс Фактор соревновались друг с другом за право сделать женщину модной, красивой и неповторимой. Появлялись новые цвета помады, совершенствовалась ее текстура, производители придумывали более удобные формы тюбиков. Макс Фактор изобрел блеск для губ, а Элизабет Арден основала Институт красоты, что учил женщин премудростям использования декоративной косметики.

Послевоенные годы

После Второй мировой войны маленький волшебный тюбик можно было найти в сумочке каждой женщины. А когда в 1947 году Париж подарил миру «помаду, что позволяла целоваться», под названием «Le Rouge Baiser» («Красный поцелуй»), что кроме стойкости имела и другое достоинство – богатую цветовую палитру, женщины начали красить губы не только для вечернего выхода, но и днем, например, чтобы прогуляться по магазинам.

Производство губной помады постоянно совершенствовалась, а в 1949 году было автоматизировано: американцы придумали специальные машины для изготовления пластмассовых и металлических тюбиков.

Большую роль в популярности помады сыграли киноактрисы, в их числе Глория Свенсон, Аста Нильсен, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Лара Тернер. Все женщины стремились им подражать, и популярность помады росла безудержно.

И пусть в советские времена ассортимент губной помады был очень скромным, зато сегодня никаких ограничений нет. В косметических магазинах – помада на любой вкус и кошелек. Сама Клеопатра позавидовала бы современным женщинам.

Время стирает границы, меняет очертания городов и диктует новые правила. Шагая сквозь века, помада менялась и преображалась. Неизменным осталось лишь ее предназначение – .


врач-ординатор второго года обучения кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ

д. м. н., доцент, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Красная кайма губ представляет уникальное анатомическое образование, являющееся своего рода «переходной зоной» из кожи периоральной области в слизистую оболочку губ и преддверия ротовой полости. Поэтому данная область испытывает на себе влияние как со стороны ротовой полости, так и со стороны окружающей среды.

Метеорологические условия, экологическая обстановка, вредные привычки (курение табака и кальяна, облизывание и кусание губ, употребление алкоголя) снижают резистентность эпителия красной каймы; с другой стороны, острые края зубов и ортопедических/ортодонтических конструкций, минерализованные зубные отложения травмируют мукозальную зону губ. Кроме того, анатомической особенностью красной каймы губ можно считать и отсутствие потовых и сальных желез, что также делает эту область крайне уязвимой.

Необходимость гигиенического ухода за красной каймой губ сегодня не вызывает сомнений. Однако при выборе средств и методов гигиенического ухода за полостью рта практически не уделяется внимания уходу за губами.

При этом многие зубные пасты, содержащие ментол, оказывают раздражающее действие на красную кайму губ, вызывая ощущение дискомфорта, а в некоторых случаях - жжения и боли. Бесконтрольное использование зубных паст при хронических заболеваниях губ (хейлитах), сопровождающихся «смазанной» клинической симптоматикой, способно спровоцировать обострение воспалительного процесса.

Одним из обязательных предметов «косметического» арсенала наших современниц является губная помада (гигиеническая или декоративная)… с многовековой историей.

Известно, что губная помада (помадой это тогда еще не называлось) появилась около 5 тысяч лет назад. Существует мнение, что родиной столь распространенного средства являются Месопотамия и Древний Египет.

Первые «помады» содержали в себе самые различные ингредиенты: например, некоторые состояли из мельчайших частиц полудрагоценных камней, содержали сурик (оксид свинца, имеющий яркий красно-оранжевый цвет), красную охру (гидрат окиси железа), киноварь (сульфид ртути цвета крови, так называемая драконья кровь), натуральный оксид железа (вещество с ярко-красной окраской).

Все эти химические соединения придавали помадам устойчивый яркий цвет, однако отличались достаточно сильно выраженными токсическими свойствами. Нефертити предпочитала помаду из перламутра раковин морских моллюсков, который состоит из углекислого кальция (арагонита) и органического вещества конхиолина, способных преломлять световые лучи.

Клеопатра использовала косметику, приготовленную из красных жуков и муравьиных яиц (вытяжка из них богата пигментом мускаруфином, имеющим насыщенный оранжево-красный цвет), для блеска добавляли рыбью чешую. Отметим, что последняя богата пигментами, которые также придавали цвет губной помаде: гуанин - серебристого цвета, эритрин - красного цвета, ксантин - желтого цвета.

Как показывает компонентный состав древнеегипетских губных помад, гигиеническими свойствами они не обладали, а наоборот, приводили к отравлениям, и после длительного использования губы становились фиолетового цвета. Женщины Древнего Египта не боялись наносить на губы смесь на основе брома и йода, это придавало губам ярко-красный цвет и оригинальную внешность. Подобное средство было названо «поцелуем смерти».

Клеопатра использовала косметику, приготовленную из красных жуков и муравьиных яиц (вытяжка из них богата пигментом мускаруфином, имеющим насыщенный оранжево-красный цвет), для блеска добавляли рыбью чешую.

Из Египта чудодейственная (как считали женщины) помада попала в Древнюю Грецию, а затем и в Рим. Одним из главных противников использования помады стал Клавдий Гален, предостерегавший женщин от использования опасных косметических средств. Христианская церковь также отрицательно относилась к любым изменениям во внешности. В XIV веке католическая церковь запретила косметические средства: папская булла провозгласила, что красящиеся женщины искажают образ Девы Марии. В этот период инквизиция имела право арестовать за святотатство женщин, красящих губы.

Первые помады содержали в себе незначительное количество ингредиентов, в основном это были красящие вещества. Египтянами было предложено использование в качестве основы для помады натуральных растительных восков пальмовых деревьев (карнаубский и канделильский). Воски способны поддерживать в оптимальном состоянии водно-липидную мантию кожи пери­оральной области и красной каймы губ. Позже в состав помады стали включать масло жожоба, богатое аминокислотами, которые обладают противовоспалительными свойствами.

Современная губная помада является не только косметическим средством, но и средством ухода за губами. В состав помад сейчас входят различные увлажняющие, питательные, витаминные, защитные, жировые и красящие добавки. В качестве красителя широко используется кармин (вещество получают из высушенных ложнощитовок - насекомых семейства Coccidae). Воски, входящие в состав современных губных помад, обеспечивают необходимую консистенцию.

Также некоторые косметологические компании используют для производства помад спермацет - вещество, которое получают путем вымораживания жидкого животного жира (спермацетового масла), заключенного в фиброзном спермацетовом мешке в голове кашалота. Спермацет стимулирует регенерацию эпителия красной каймы губ. Однако в последнее время в связи с прекращением добычи кашалотов применяется искусственно синтезированный главный компонент спермацета - цетилпальмитат.

Также в состав губных помад входят и экзотические виды восков. Для того чтобы помада сохраняла блеск и не плавилась, в ее состав добавляются упомянутые ранее карнаубский и канделильский воски. Воск карнаубы сцепляет жидкую жировую массу и увеличивает температуру плавления помады. Карнаубский воск хорошо стабилизует рецептуру и при этом является некомедогенным.

Благодаря ему помада не размазывается и не растекается на губах даже при высокой температуре. Канделильский воск служит регулятором консистенции губной помады, насыщает блеском и сохраняет ее цвет на протяжении нескольких часов. Воск канделиллы является более устойчивым к нагреванию, чем пчелиный.

Он образует на губах тонкую пленку, которая защищает от обезвоживания. Кроме этого, канделильский воск оказывает легкое антибактериальное действие. Воск розы обладает приятным цветочным ароматом, увлажняет и смягчает кожу губ.

Ранее в качестве жировой основы использовали ланолин и норковый жир. Однако ланолин имеет неприятный запах и вкус, именно поэтому современная косметологическая промышленность использует его модифицированные компоненты (ацетилированные, токсилированные ланолиновые масла и изопропиловый эфир ланолина). Норковый жир по составу очень близок к тканям человека.

Он богат триглицеридами пальмитолеиновой кислоты, стимулирующими липидный обмен кожи. Норковый жир увлажняет кожу, защищает ее от трансэпителиальной потери влаги, стимулирует заживление мелких экскориаций. При производстве губной помады используются такие углеводороды, как церезин, жидкий и твердый парафин. Они не имеют химической активности и стабильны при длительном хранении.

Для того чтобы обеспечить противовоспалительные свойства губной помады, применяются специальные добавки (азулен). Азулен представляет собой вещество, которое содержится в соцветии ромашки. Оно оказывает противовоспалительное действие и является легким антисептиком. Азулен делает кожу губ более мягкой, эластичной, избавляет от сухости и шелушения.

В составе губных помад также имеются различные парфюмерные средства, ультрафиолетовые фильтры, которые чаще всего входят в состав гигиенических помад. Такими помадами необходимо пользоваться при высокой солнечной активности.

Отечественный и зарубежный рынки косметических средств предлагают самые различные по составу губные помады. Помаду следует выбирать в зависимости не только от потребности, но и от состояния красной каймы губ. Необходимо уточнять компонентный состав и возможное аллергизирующее влияние на состояние красной каймы губ.

Литература

  1. Братойчева М. С. Исследование гигиенических навыков больных раком полости рта в Болгарии // Стоматология: научно-практический рецензируемый журнал. - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Стоматологическая ассоциация России. - М.: Медиа Сфера, 2008. - Т. 87. - № 6. - С. 21-23.
  2. Воробьев Ю. И. Внимание: онкология. Рак красной каймы нижней губы / Воробьев Ю. И., Гарбузов М. И. // Стоматология для всех. - 2000, № 2. - C. 42-44.
  3. Карапетян И. С. Опухоли и опухолеподобные поражения органов полости рта, челюстей, лица и шеи. / И. С. Карапетян, Е. Я. Губайдуллина, Л. Н. Цегельник. - М., 2004.
  4. Недосеко В. Б. Алгоритм обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта и губ / В. Б. Недосеко, И. В. Анисимова // Институт стоматологии: научно-практический журнал. - 2003, № 2. - С. 32-34.
  5. http://sav-5002.narod.ru/lechebnik/L5.htm