Всемирный день коренных народов мира сценарий. Сценарий инровой программы – “Игры народов мира”

Ведущий:Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть
Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше – кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые… У всех разные волосы, – и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам. Изучать культуру и быт народов мира – это не только увлекательно и интересно, но и полезно, ведь именно в разнообразии народов на земле хранится источник мудрости и доброты.
А я вам раскрою одну тайну! Именно она поможет нам с вами познакомиться с разными народами мира! Готовы!? Тогда слушайте…
«Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, – мы их называем «ИГРЫ»!
И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

И сегодня я хотела бы рассказать вам об играх разных народов и даже поиграть в них всем вместе!

1.Русская народная игра «Поймай рыбку» – (СКАКАЛКА)
Эта русская народная игра для помещения вполне подходит. Игроки образуют круг. Выбирается «вода» – он встает в центр и берет в руки веревочку или скакалку. В детском саду его роль исполняет воспитатель. Вода вращает веревку по земле вокруг своей оси, а участники должны успеть через нее перепрыгнуть. Кто попадется (не успеет перепрыгнуть) на «удочку», выбывает из игры либо становится на место ведущего.
2.Украинская народная игра «Аисты» (МЕЛ)
В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все игроки встают в общий круг, и каждый из них очерчивает вокруг себя окружность поменьше (диаметром 1 метр) – это будет «гнездо». Водящий встает в центр большого круга – «гнезда» у него нет. Когда «вода» подаст сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо». Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге, огибая общий круг (ногу разрешается уже менять). Тот, кто первым, вернется к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.
3.Туркменская народная игра «Хромая курица» (старт и финиш)
Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все участники встают вдоль линии старта. Двое крайних из каждой тройки берутся за руки, а стоящий посередине забрасывает левую ногу на их соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая придет к финишу раньше соперников.
4.Аргентинская народная игра “Поезд” (Свисток)
Перед игрой участники делятся на водящего “паровоз” и остальных игроков “вагоны”. На большой площадке игроки, каждый себе “выбирает место – депо” – стул скамейка и т.д.
В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного игрока к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим паровозом.

5.Австрийская народная игра «Найди платок»(Платок)
Ход игры: игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это время зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отмечают. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если говорит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» – в непосредственной близости от него, «огонь» – тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет платок, не говорит об этом, а незаметно подкрадывается к игроку, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и будет прятать платок.
6.Английская игра «Саймон говорит»
Один игрок, ведущий, берёт на себя роль «Саймона» и отдаёт приказы остальным игрокам в таком ключе: «Саймон говорит: сделай то-то»;. Остальные игроки должны не задумываясь исполнить приказ. Суть состоит в том, что приказ должен обязательно начинаться со слов «Саймон говорит…», в противном случае его исполнять нельзя, и если кто-то из игроков сделает это, он выбывает. Также если игрок замешкавшись не сразу исполняет верно отданный приказ, он также выходит из игры. Последний оставшийся игрок побеждает. Если последние оставшиеся участники выполняют неверный приказ и выбывают, тогда победившим считается сам «Саймон».

Ведущий:Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. Все они разные: одежда, религия, традиции, история… Но есть у всех нас что-то общее, одно на всех, – это мир, в котором мы живем, это голубое небо, над головой и счастье,и самое главное – ДРУЖБА, которая нас всех объединяет! А пока мы едины – мы … непобедимы!
Молодцы, и за активное участие, любознательность и большой интерес, я хочу вас отблагодарить и раздать вам призы.
РАЗДАЮТСЯ ПРИЗЫ.
Спасибо за участие, ждём вас снова, в нашей игровой комнате!

(International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно, установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека» .

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005-2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия - не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств - членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране - 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

Кстати, каждый год мероприятия проводимые в рамках Дня посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей» и другие.

В день коренных народов мира
Желаем радости большой,
Огромной мудрости и силы,
Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,
Не забывать язык родной,
Беречь надежно в самом сердце,
Передавать их вновь и вновь.

ООН предложила отмечать как международный день коренных народов мира, начиная с 1994 года. Важная дата установлена в честь первой встречи 1992 года рабочей группы по обширной проблематике: бедность, болезни, высокая смертность, дискриминация.

Сейчас в мире около 370 млн. представителей народов, исконно обитающих на своих землях, причем живущих в самых разных уголках планеты. Примерно 90 современных стран могут говорить о том, что на их территории есть их представители. Для общей численности населения размер невелик – всего 5%, тем значимее другие цифры. Они - носители более 5 тысяч культур и языков, что является подавляющим большинством среди общемирового количества. Поэтому так важно помочь им сохранить самобытность, культурные особенности, традиции.

Для этого необходимо, прежде всего, соблюдать территориальные права малочисленного населения. Но в эпоху индустриализации, активной добычи природных ресурсов, ставшей для многих государств приоритетным фактором, сохранить собственность и независимость очень непросто. Активное ущемление прав и свобод началось довольно давно – в эпоху расцвета колонизации 15-го века. И уже к сегодняшнему дню большинство оказалось под угрозой исчезновения.

В России существует особый единый перечень таких народов, установленный правительством, согласно которому 47 малочисленных народностей проживают на территории государства, составляя меньше процента от общей численности. Но если некоторые, такие как ненцы, которых более 40 тысяч человек, считаются довольно внушительной народностью по количеству, то вот кереки с Чукотки или води из Ленинградской области – исчезающие представители.

До 1940-х годов в России даже в официальных документах использовалось неполиткорректные именования – «туземцы» или «инородцы», а другие страны использовали название «аборигены». Так поступали США, теперь называя индейцев «коренными американцами». Но никакая замена терминов не компенсирует последствия европейской колонизации, в результате которой многие погибли или переселены в резервации, лишившись возможности традиционного образа существования.

ООН пытается помочь во многих вопросах, в частности в 2007 году была принята отдельная Декларация о коренных народах, признании их свобод и равенств, возможности жить своей политической и экономической волей, иметь свою землю. Был разработан Общесистемный план мероприятий в 2015 году, но без активной поддержки мировой общественности, особенно на местном уровне, выполнить все условия невозможно. Поэтому специальный международный день о защите прав на неприкосновенную самобытность коренных народов всего мира – один из способов совместными усилиями попытаться решить проблемы.

Ежегодно подводятся итоги с положительными результатами. Показательными являются страны Латинской Америки, такие как Эквадор, Мексика, которые предприняли реальные шаги в нужном направлении. Такие государства, как Чили, Австралия, Новая Зеландия, заявили о намерении внести специальные поправки в Конституцию о признании малых народов на своей территории. Показали пример Филиппины, приняв аналогичный закон в 2007 году.

Конкретные проекты и программы представляются вниманию общественности, причем ежегодно тематика меняется. В особую дату есть возможность обсудить проблематику всем вместе, и делегатам исконных народов, правозащитных организаций и их друзьям, на торжественном мероприятии, которое устраивает ООН.

9 августа проходит последнее время познавательно и интересно. Выставки народных промыслов, занятий, экспозиции предметов быта, фольклорные концерты, мастер-классы по прикладному творчеству, национальные виды спорта и кухни познакомят желающих с особенностями культуры, искусства, образа жизни.

Современному человеку есть чему поучиться у коренных народов – удивительному, гармоничному взаимодействию с окружающей природой. Поэтому экологические организации первыми поддержали и продолжают оказывать помощь этническим группам. Этот праздник учит как с помощью взаимного уважения обычаев и духовных традиций можно достичь добра и мира для всего населения планеты.

Сценарий национального праздника «День коренных малочисленных народов севера»

Цель : Пропаганда и сохранение ненецкой культуры, организация досуга коренного населения.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ямало-ненецкий Автономный Округ. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким? … Правильно! Живут ненцы в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. И сегодня мы отмечаем праздник день коренных малочисленных народов севера. Пусть этот праздник подарит вам радость, смех, улыбки и хорошее настроение!
Песня «Сенгакоця»
ВЕДУЩИЙ: Малые народы Севера. Если всех вместе собрать – Миллионы с миллионами, Тысячи с тысячами, они займут полземли.

Край далекий – с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, -это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на Севере страны и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят до нас из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе. А знакомиться мы будем через песни. Ведь именно через песни передаются чувства, настроение и характер. Я объявляю конкурс песен «Песни разные и все прекрасные» Приглашаю желающих принять участие на сцену.
Проводится конкурс песен
ВЕДУЩИЙ: Поблагодарим наших исполнительниц аплодисментами. Помимо песен, существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа. И поэтому мы сейчас поиграем в эти игры.
Игры народов севера.
ВЕДУЩИЙ : Дорогие друзья, в честь сегодняшнего праздника у нас проводились конкурсы фотоколлажа «Я и моя семья – разные народы», конкурс выставка-рецепт «Секреты национальной кухни», конкурс декоративно-прикладного искусства «Чудеса из бересты» и конечно же конкурс песен «Песни разные и все прекрасные». Результаты конкурсов известны и для награждения победителей приглашается ________________.
Награждение.
ВЕДУЩИЙ: Наш праздник подходит к своему завершению и я желаю вам не забывать свои традиции. Для вас дарят свой танец дети клубного формирования Дома культуры «Фольклор».
Танец
ВЕДУЩИЙ: До новых встреч!

Издавна считалось, что коренные народы - это самые отстающие в развитии и нуждающиеся в помощи. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Их быт сравним с нашим, а свои традиции они все так же передают от отца к сыну, от матери к дочери.

Коренное население насчитывает 5% от общей мировой численности людей, и из них 15% являются беднейшими на планете. Их притесняли, а права нарушали. Но так было до 1970 года, пока ООН не начала проводить исследования в этой области. Общественное мнение было изменено. Именно этим уникальным народам и посвящен международный праздник.

Когда отмечают

Международный день коренных народов отмечается 9 августа. 23 декабря 1994 года Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 49/214 утвердила ежегодное его празднование.

Кто празднует

Дата отмечается во всем мире. 70 стран являются местом проживания 370 миллионов человек, и у каждого свой язык и культура. В России насчитывается около 50 этносов, в которых проживает 40 коренных народов. Большинство из них, чуть более 65%, обитают в сельской местности.

История и традиции праздника

В 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1992-й Международным годом Колумба, что привело к протестам и возмущению жителей Америки, особенно коренного населения. Пытаясь погасить волнения, в 1992 году она объявила о посвящении 1993-го Международному дню коренных народов мира. Заседание рабочей группы состоялось именно 9 августа.

Первое Международное десятилетие раскрыло проблему данных народов и заинтересовало глав разных стран. Резолюция № 59/174 от 20 декабря 2004 года дала основание проводить второе Международное десятилетие. 13 сентября 2007 года была ратифицирована Декларация о правах коренных народов, которая закрепила их юридическое существование и права.

Целью проведения праздника является привлечение внимания к вопросам коренных малочисленных народов не только простого населения, но и чиновников всех рангов.

В России в 2019 году это событие отмечается на неофициальном уровне и сопровождается открытием музеев, выставок, экскурсий или проведением фестивалей и конгрессов. В штаб-квартире Организации Объединенных Наций проводится мероприятие с участием представителей ООН и Генеральной Ассамблеи, которое транслируется в прямом эфире.

Северный Кавказ - родина самого малочисленного народа. Перепись населения 2010 года показала, что всего 24 человека отнесли себя к чамалалам (чамалинцам). Живут они в Дагестане и Чечне.

3 коренных народа зарегистрированы в Ленинградской области: ижорцы, вепсы и водь. Причем вепсов насчитывается 1380 человек, ижорцев - 169 и водь - 33.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

САРИЯ ТУБИЛОВА

Сценарий праздника

«Культурное наследие народов России

Оформление зала : на центральной стене рисунок : голуби, солнце; глобус, куклы в национальных костюмах, разноцветные шары.

(Дети входят в зал под музыку «Здравствуй, Родина моя!» (Ю. Чичкова) и встают полукругом)

1 ведущий : Здравствуйте, ребята, уважаемые родители гости! 16 ноября 1995 года государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности, которая провозгласила, что все люди на планете различны, но равны в своих достоинствах и правах. Терпимость означает уважение, понимание богатого многообразия культур мира , языка, общение с людьми и миром с добротой, любовью, терпением.

2 ведущий : На нашей планете - Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рожаются разными : непохожими, своеобразными.

(на экране рисунок на тему «Международный день Толерантности » )

1 ребенок : Толерантность. Что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня.

Я отвечу : «Это все Земное,

То, на чем стоит Планета вся.

2 ребенок : Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят,

Люди на родной Земле твоей!

3 ребенок : Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас : белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

4 ребенок : Белый голубь в небе кружит

В ясном солнечном тепле.

Здравствуй, праздник , праздник Дружбы

Всех народов на земле !

(Песня в исполнении детей «Настоящий друг» )

1 ведущий : - Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живем? России )

(на экране появляется географическая карта РОССИИ )

1 ведущий : - Посмотрите, ребята, какая огромная наша страна!

Широка страна моя Россия ,

Много в ней лесов, полей и рек…

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое название – Россия .

Давайте, все вместе повторим Россия . (Дети : - РОССИЯ )

(на экране появляется картина людей в разных национальных костюмах)

Наша Россия – многонациональная страна. В ней живут люди разных национальностей и народностей . Национальный язык у нас – русский язык. Ребята, мы совершим сегодня путешествие по народам России .

(в зал входит представительница России

в русском народном костюме , в руках держит каравай с рушником)

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим, поклоняясь,

Отведать просим!

1 ведущий : По русскому обычаю гостеприимства, дорогих гостей встречают хлебом с солью и песней. Есть и пословицы о хлебе. В народе говорят (к детям) : - Есть хлеб…

Дети : - Будет и песня!

Где песня поется…

Дети : - Там весело живется.

Кто трудился от души…

Дети : - Веселись теперь, пляши!

(Танец «Кадриль моя!» )

1 ведущий : Известно, что в старые времена в Руси существовало около 3-х тысяч русских народных игр . Мы сейчас с вами поиграем в р. н. игру «Гори, гори ясно» .

(Русская народная игра «Гори, гори ясно!» )

(После игры все рассаживаются на свои места)

2 ведущий : - Ребята, скажите, а в каком краю мы с вами живем?

Дети : (В Ханты-Мансийском автономном округе, Югре, Нижневартовске)

2 ведущий : Среди просторов нашей большой страны есть край, где мы живем, где наш дом родной, где земля родная. Нижневартовск – это наш родной город! По-северному суровый и одновременно красивый, а сделал город таким красивым наш талантливый народ . Со всех уголков России приехали сюда люди : из Татарии и Башкирии, с Украины и Белоруссии и из других регионов, чтобы освоить сибирскую нефть.

(на экране появляется карта ХМАО, флаг и герб города Нижневартовска. Фотографии с праздника «Дружба народов » )

2 ведущий : Много народов разных национальностей живут и трудятся в нашем городе. Ведь наш город как разноцветная радуга, в котором переплетается культура разных наций , выделяясь яркой краской на фоне других.

(Игра «Цветок ДРУЖБЫ» )

(Дети собирают по команде «Цветок Дружбы» из разноцветных лепестков)

2 ведущий : - Ребята, чем же отличается один народ от другого ?

Дети : - У каждого народа свой родной язык .

У каждого народа свои национальные костюмы.

Свои народные игры .

У каждого народа свои национальные музыкальные инструменты.

Есть у них свои песни и танцы, сказки, свои праздники и

традиции.

2 ведущий : Более 100 национальностей проживают и трудятся в нашем городе. Все мы живем как одна большая семья. Русские и белорусы, татары и башкиры, украинцы и азербайджанцы, ханты и манси с уважением относятся друг другу – ценят дружбу.

Существует много народных пословиц о дружбе . Какие вы знаете, ребята?

Дети : 1. «Дружба и братство – дороже богатства» (татарская народная пословица )

2. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (русская народная пословица )

3. «Хороша вещь новая, а дружба старая» (азербайджанская)

4. «Дружбой дорожить - сильнее быть» (хантыйская)

5. «Друзья познаются в беде» (русская)

6. «С другом быть – никогда не тужить» (татарская)

7. «Птица сильна крыльями, а человек дружбой» (татарская)

8. «Дружба силы прибавляет,

Дружба храбрости дает» (хантыйская)

9. «Если дружба велика,

Будет Родина крепка» (русская)

(Звучит татарская народная мелодия )

2 ведущий : С народом России мы песни поем ,

Есть общее в нашем быту и морали,

Один за другим проходили года,

Шутили, трудились мы вместе всегда.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить!

(Ребенок в татарском национальном костюме выходит в центр зала. В руках держит чак-чак.)

Ребенок : Татарское блюдо - чак-чак,

Нельзя не отведать никак!

Мы вас угощаем и вам исполняем,

Татарскую песню сейчас.

(Татарская народная песня «Апипа» )

2 ведущий : А теперь, послушайте, пожалуйста, как красиво звучит татарская мелодия. (Дети слушают мелодию на курае)

Когда слышу курай,

То радость льется через край,

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

И зажурчат наверняка,

В ней мелодичная река.

(Татарская народная игра «Курай» )

(Дети садятся на свои места)

1 ведущий : Среди воспитанников нашего детского сада есть дети и других национальностей : украинцы и киргизы, азербайджанцы и казахи… Все мы дружные, правда ведь, ребята? Вот послушайте, пожалуйста, стихи в исполнении детей.

(на экране картина, с изображением детей

в разных национальных костюмах)

(Выходят дети в разных национальных костюмах)

1 ребенок : Украина песнями, танцами славится!

Городами, садами, полями…

А какие сады вишневые!

А пшеница в поле – красавица!

2 ребенок : Азербайджан, трудись и пой!

В работе, в песне – мы с тобой!

Чтоб сады твои цвели!

Чтоб била нефть из-под земли!

3 ребенок : Звенит струна, поёт комыз,

Цвети, Киргизия моя!

И край киргизский молодой,

Цвети под красным солнышком, цвети!

4 ребенок : А у нас в стране живут

Русский, коми и якут,

И нанаец и мордвин,

И колмык и осетин,

И тувинец и бурят –

Все они дружить хотят!

5 ребенок : Есть слово такое хорошее – «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь добрым и любящим сыном страны!

(на экране появляется иллюстрация на хантыйский мотив)

(Звучит хантыйская народная мелодия )

2 ведущий : Мы живем на земле ханты и манси. Ханты занимаются охотой, рыбалкой, разводят оленей. У северных народов свои обычаи , песни и танцы, не похожие на русские народные . Они украшают одежду свою из бисера.

1 ребенок : Край моего рождения – любимый Север мой,

Богатый кедром, клюквою, пушистою сосной.

Бескрайными просторами загадочной тайги,

Глубокими озёрами и щедростью реки.

2 ребенок : Всех людей мы называем ханты

Ханты – русский, немец и узбек.

Потому что это слово – ханты

В переводе значит – человек.

2 ведущий : А теперь настало время играть. Давайте, ребята, поиграем в хантыйскую народную игру «Хейро» .

(Хантыйская народная игра «Хейро» )

1 ребенок : Хорошо ребятам,

Жить в родном краю.

Всей душой мы любим

Родину свою!

2 ребенок : Хорошо под солнышком

Жить нам и расти.

Лучше нашей Родины

В мире не найти!

3 ребенок : Нынче день у нас хороший-

Веселятся все кругом.

Пляшут, хлопают в ладоши,

Ну и мы не отстаем!

(Песня в исполнении детей «Шире круг!» )

1 ведущий : Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать!

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

2 ведущий : - Ребята, на этом мы праздник заканчиваем . Пусть этот праздник напоминает вас о дружбе, толерантности к людям разных национальностей, чтоб мы уважали, дружили, любили друг друга. Пусть будет мир на Земле!







Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) установлен 23 декабря 1994 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 9 августа.

Эта дата является первым днем заседания Рабочей группы ООН по коренному населению , учрежденной в 1982 году.
Каждый год Международный день коренных народов мира посвящен определенной теме. Основное внимание Международного дня в 2016 году уделено теме "Право коренных народов на образование ".

В международном праве до сих пор нет четкого и общепризнанного понятия "коренные народы". В то же время сложились некоторые характерные для коренных народов признаки. Во-первых, самый главный признак, это историческая связь (преемственность) коренных народов с территорией их настоящего проживания. Во-вторых, это самосознание себя в качестве таковых. То есть коренные народы сознательно указывают на свою принадлежность к коренным народам и считают себя отличными от остальной части населения. В-третьих, это наличие собственного языка, культуры, обычаев, традиций и иных социальных, экономических и политических институтов, полностью или частично регулирующих их жизнь. В-четвертых, это желание сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа.

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права.

Поворотным моментом в защите прав коренных народов на международном уровне стали 1970-е годы, когда Подкомиссия Организации Объединенных Наций по предупреждению дискриминации и защите меньшинств рекомендовала провести всеобъемлющее исследование по вопросу о дискриминации коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, и в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам .

В 1990 году Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира. Впоследствии Генеральная Ассамблея учредила два международных десятилетия коренных народов мира: с 1995 года по 2004 год и с 2005 года по 2014 год. Целью обоих десятилетий было укрепление международного сотрудничества по решению проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как права человека, окружающая среда, образование, здравоохранение, экономическое и социальное развитие.

13 сентября 2007 года Генеральной Ассамблеей была принята Декларация о правах коренных народов.

Декларация не включает определения понятия "коренные народы". Согласно Декларации, основополагающим критерием является собственное осознание себя как коренного народа. В Декларации сказано, что коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

По данным ООН, в мире насчитывается порядка 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5 тысяч различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно 7 тысяч.

© AP Photo / Thomas Kienzle


© AP Photo / Thomas Kienzle

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений.

В развитие этих положений были приняты три специальных Федеральных закона: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года, "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 года и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 7 мая 2001 года. Кроме того, права и интересы малочисленных народов в области традиционного природопользования и использования живых биологических ресурсов частично нашли свое закрепление в Земельном, Лесном, Водном и Налоговом кодексах, в ряде законодательных актов и постановлений правительства РФ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сценарий фестиваля народов России

«Мы – разные, мы вместе, Россия наш общий дом»

Ведущий 1:

Я люблю тебя, Россия!

Я хочу чтоб ты цвела!

Ведущий 2:

Словно птица в небе синем,

Распахнувши два крыла,

Ты согрела полпланеты –

Сто народов! Сто племен!

Ведущий 1: Мы – твои родные дети

Ведущий 2: Пусть синеет небосклон!

Ведущий 1:

Немцы, русские, башкиры,

И казахи и мордва,

Проживаем в добром мире

Как на дереве листва.

Ведущий 2:

И еще десятки разных

Наций, сел и городов!

Ведущий 1: Этот день – наш общий праздник!

Ведущий 2: Этот край – наш общий дом!

Ведущий 1:

Россией зовётся общий наш дом -
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве - наша сила

Выступление хора учителей с песней « Хохлома»

Ведущий: 1

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль народов России. Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа численностью свыше 400.000 каждый.

Ведущий: 2

Это русские (115.869.000 человек - 80% населения страны), татары (5.558.000), украинцы (2.943.500), башкиры (1.673.800), чуваши (1.637.200), чеченцы (1.361.000), армяне (1.130.200), мордва (844.500), белорусы (814.700), аварцы (757.100), казахи (655.100), удмурты (636.900), азербайджанцы (621.500), марийцы (604.800), немцы (597.100), кабардинцы (520.100), осетины (514.900), даргинцы (510.200), буряты (445.300), якуты (444.000), кумыки (422.500), ингуши (411.800), лезгины (411.600).

Ведущий 1
В то же время существуют 60 малочисленных народов, из которых 39 - северные. Общая численность коренных малочисленных народов - 500.000 человек, в том числе северных - 200.000. Около 140 тысяч жителей России называют себя казаками. На фестивале у нас представлены 11 народов России.

Ведущий 2

Дружба народов - не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов - счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете

Ведущий 1

Русские, татары, адыгейцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России - на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Ведущий 2. Оценить выступления наших ребят предоставляется нашему многоуважаемому жюри.

    Жаренова Тамара Николаевна -директор нашей школы, заслуженный учитель Р.Ф.

    - заместитель директора по воспитательной работе.

    Перфилова Юлия Вячеславовна -заместитель директора по научной работе.

    Филатова Ирина Генадьевна - заместитель главы города Лакинска

    Жаренов Никита Евгеньевич -педагог-организатор

    Гоголева Вера Генадьевна - социальный педагог

    Родичкина Ольга Владимировна - библиотекарь

    Алексеева Ольга Николаевна - заместитель директора по учебной работе

Ведущий1: В конкурсе оценивается:

Соответствие содержания заданной теме;

Стилевое решение;

Музыкальное оформление;

Артистизм, искренность, связь со зрителем, простота, активная позиция исполнителя;

Культура исполнения (внешний вид участника, эстетика);

Сохранение традиций.

Сценическая культура, реквизиты, костюмы, соответствие музыкального материала

Ведущий 2:

Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с разными национальными культурами.

Ведущий 1:

Россия! Русь! Страна моя родная,

Ты для меня одна навек святая,

Тебе я низко поклонюсь.

Народ свой дружный за собой вела,

Ты верила им сердцем без сомнений,

С людьми вершила добрые дела!

Ведущий 2: Наш фестиваль мы начинаем с представления русской культуры

Ведущий 1:

Татары мы и русские,

Грузины и карелы.

Мы черные и русые,

Мы смуглые и белые,

Мы школьники ровесники

Хорошие друзья!

Живем в России вместе мы-

У нас одна семья!

Ведущий 2:

Татарская земля…

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края,

Где б также почитали их.

Татарскую национальную культуру представляет учащиеся_______________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Армения , красивая страна,
Там есть великая гора,
И озеро там, где вода чиста как небо голубое.

Есть в мире светлая страна,
Там чудных дней она полна.

Ведущий 2:

Армянский народ один из древнейших современных народов. Армянскую нацию представляют ученики________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:
Узбекистан, звезда Востока -
Страна улыбок, песен, cвета.
Вдали так грустно, одиноко
Без жарких поцелуев лета!

Ведущий 2:

С культурой Узбекистана нас познакомит_______________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Кто жил и вырос в Кыргызстане,
Тот не забудет никогда,
Весной - цветущие тюльпаны,
И вкус речного родника.:

Ведущий 2:

Встречайте! Учащиеся___________________ представят нам народ Киргизии.

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек – ни завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас!..

Ведущий 2:

Когда Всевышний землю раздавал,

Таджики пили чай.

Но, спохватились,

Кто-то первым прибежал:

«А где же наша?»

«Вот, что осталось – получай!»

Тут и другие подошли:

«А где луга, поля, где лес?»

Да, здесь, по сути, нет земли.

Одни лишь горы до небес».

«Друзья, таджики, я не виноват,

Тут в этом деле – не зевай.

Кому достался Плоскоград,

Ну, а кому – зелёный чай.

Класс расскажет о солнечном Таджикистане

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Если Вы были в Казахстане , но не видели белую казахскую юрту на зеленых лугах джайляу, вы не сможете почувствовать настоящую полную жизнь казахов.

Юрта - одно из самых старых и самых больших изобретений евразийских кочевников. Во все времена это было практическое и удобное жилье
Казахская юрта. Белоснежный купол в зелени предгорного джайляу, сказочные переливы ковров и текеметов, идеальная сборно-разборная конструкция жилища кочевника, что это - легенда или реальность? Возможно, все вместе и еще много других чудес и таинств заключает в себе уникальный, веками отшлифованный феномен традиционного переносного дома казахов.

Ведущий 2:

А что, кроме замечательного переносного жилья есть у казахов? Мы об этом расскажут ребята из_______________________________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Азербайджан страна огней
Страна игидов и друзей
Страна распахнутых дверей
Страна Бабека, Короглы,
Страна Новруза и весны

Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой.

Ведущий 2:

Довольно интересная информация. Вот бы увидеть что-нибудь из культуры этого народа.

Ведущий 1:

Ваше желание будет исполнено. Сейчас ученики _________________ класса нам представят культуру народа Азербайджана.

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 2:

А сейчас ты скажем стихами замечательного русского поэта А.С. Пушкина

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Ведущий 1:

Грузия – страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой простираются вглубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.

Ведущий 2:

Да, у этого народа, я слышала, очень интересная культура. Не мешало бы и посмотреть. На сцену приглашаются ученики __________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Цыгане на протяжении ряда веков оставались для науки своеобразной загадкой. Столетия минули с тех пор, как, покинули они свою древнюю родину и разбрелись по всему свету, и теперь едва ли отыщешь государство,

Ведущий 2:

У речной изложины -
Пестрые шатры.
Лошади стреножены,
Зажжены костры.

Странно под деревьями
Встретить вольный стан -
С древними кочевьями
Сжившихся цыган!

Цыга́не - собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Об этом и многом другом нам расскажут ребята________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1:

Мы любим степи, вольный их простор
И трель кузнечика в вечерний час.
А ты громады снежных гор,
Хребтами к небу вскинутый Кавказ.
И кто же нас сумеет обвинить,
Что мы с тобой не про одно поем, -
Степной простор и гребней снежных нить –
Не это ли мы Родиной зовем?

Ведущий 2:
Сколько есть нардов у Кавказа–
Гордые езиды, осетины

Строгие чичены, ингуши
Отделить нельзя Вас от России

Ведь недаром русские поэты,

Посвящали Вам свои стихи!

Встречайте _________________________________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1
В борьбе за волю были мы едины,

И труд, и дом наш вместе бережем,

И в дни торжеств, и в бедствия годины

Едины мы, плечом к плечу идем.

Ведущий 2

Чуваши (самоназвание - чăваш) - коренное население Чувашской Республики. Чуваши подразделяются на две субэтнические группы - северо-западных (вирьял, "верховые") и юго-восточных (анатри, "низовые"), имеющих свои культурные и диалектные отличия.

А про обряды, обычаи наших чувашей расскажет________________________

Выступление ____________________________________ класса

Ведущий 1

А сейчас поговорим о калмыках.До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство.

Ведущий 2

Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение.

Ведущий 1

Да, калмыков по численности меньше, чем цыган, но думаю у них, как у каждого народа есть свои обычаи и традиции, про которые скажут нам ученики __________________________________________________________ класса

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

1 ведущий:

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

На сцену приглашаются ребята __________________ класса.

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Якутия моя – просторный край России.

И распростерся он могучий и широкий,-

С зеленою тайгой и морем темно-синим,-

Далеко-далеко на северо-востоке.

В Якутии рассвет – что хвост лисицы красной,

А вечера ее – как соболиный мех.

Весною дым листвы висит на небе ясном,

Зимою как песец ее сверкает снег.

1 ведущий:

Хотя и говорят, что край у нас суровый:

Метели, мерзлота и мало теплых дней,-

А я вот говорю, что край у нас здоровый,

Что лучше края нет и нет его щедрей.

Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,

Так сердцем я тянусь в родимые края.

Порой мне кажется, что здесь берет начало

Россия – родина великая моя

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Мордовия…

Я вижу в этом слове

Простор лесов зелёных и лугов

И пение птиц, летающих на воле,

Журчание рек, несущих свой поток.

1 ведущий:

Здесь люди любят помогать друг другу

Все вместе обойдём мы много бед.

В Мордовии живу я и горжусь ей!

Ведь лучше края в мире нет!

Выступление ____________________________________ класса

2 ведущий:

Россия! Русь! Страна моя родная!

Любовью чистой я с тобой делюсь,

Ты для меня одна навек святая.

Тебе я низко в пояс поклонюсь.

1 ведущий:

Взрастила ты уж много поколений,

Народ всегда ты за собой вела,

Ты верила всем сердцем без сомненья,

С людьми вершила добрые дела.

Ведущий 2:

Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно,

Будь терпимым к дальнему иль странному,

Отстраненным, будто бы в кино.

Речь здесь не идет о равнодушии

И о черствости никто не говорит.

Деликатность и терпение к живущему

Рядом, нам совсем не повредит.

Ведущий 2:

Будь терпимым ко всему иному:

К вере, взглядам, мыслям и одеждам

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда.

Что мы можем жить такие разные,

В этом мире вечного движения

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения.

Песня «Я, ты, он, она…»

Ведущий 1. Вот и закончилось наше путешествие по наше большой и не объятой стране России! Результаты будут объявлены на линейки.

Ведущий 2. Мы желаем всем мира, счастья, дружбы, согласия. Чистого неба, яркого солнца.

Ведущий: Большое спасибо участникам и организаторам нашего фестиваля. До новых встреч!