Ребенок не хочет заниматься. Почему ребёнок не слушается и что с этим делать? Как складываются взаимоотношения с противоположным полом

Роль родителей в жизни малыша растет, а выбранные ими методы воспитания начинают приносить ощутимые плоды.

Общее развитие

Специалисты называют развитие ребенка в 6 лет переломным моментом формирования личности. Активно перестраиваются психика и физиология, меняется отношение к миру, появляются нравственные ориентиры. Эти преобразования достигают и структур его мозга. В связи с чем, ребенок в 6 лет имеет повышенную мозговую активность, равную по сложности уровню взрослого человека.

В этом же возрасте расцветает важное для полноценного развития ассоциативное мышление. Его ценность заключается в тесном взаимодействии с системами зрительного восприятия, которые становятся незаменимыми в школьные годы.

Семимильными шагами движется и физическое развитие ребенка в 6 лет. Справедливости ради, стоит отметить, что в сравнении с предыдущими поколениями шестилеток, сегодняшние дети растут и развиваются довольно гармонично. Это происходит за счет более медленного увеличения конечностей и интенсивного роста грудной клетки. Подобная синхронизация физиологических изменений улучшает их двигательную активность и физические показатели.

Воспитание ребенка 6 лет традиционно связывают с его подготовкой к школе. Родители решают этот вопрос по-разному, ориентируясь на индивидуальные способности и знания своего малыша, или собственные цели и амбиции. Кому-то хватает подготовительной работы в дошкольном учреждении, кто-то отправляет детей на дополнительные занятия или нанимает специалистов для домашнего обучения. В любом случае основное внимание должно уделяться эмоциональному состоянию.

Ребенку 6 лет, и внутри него ведется интенсивная «стройка» будущей личности, характера и ценностных ориентиров. Любое чрезмерное давление может сломать эти хрупкие несформированные системы и привести к необратимым последствиям. На данном этапе мам и пап мучает еще один немаловажный вопрос: готов ли ребенок в 6 лет к школе или следует подождать еще год? Как и в предыдущих ситуациях, выбор здесь остается за родителями. Если ребенок проявляет искренний интерес к учебному процессу, общителен, любит проводить время в компании сверстников, то нет смысла откладывать это важное событие. И, наоборот, в случае недостаточной активности, замкнутости, неприспособленности к пребыванию вне дома чрезмерно раннее знакомство со школой может вызвать сильный стресс и даже на какое-то время затормозить нормальное развитие ребенка в 6 лет.

В связи с усложнившейся жизненной организацией и новыми правилами особое значение приобретает эмоциональное воспитание ребенка 6 лет. Внешний рост сопровождается активным внутренним ростом. Гамма чувств, которые он способен испытывать, становится богаче и насыщенней. Появляются неопределенность, сомнения и страх. Здесь очень важна роль родителей, их функционал, то, как они сами понимают воспитание ребенка 6 лет и что вкладывают в этот процесс. На данном этапе велик соблазн отстраниться от малыша, предоставив безграничную свободу действий и упустив из внимания его эмоциональное состояние. Следует помнить: каким бы самостоятельным ни казался ребенок, он продолжает нуждаться в родительской заботе, ласке и понимании. Только сейчас эти взаимоотношения переходят на новый качественный уровень, где вчерашний несмышленыш выступает в роли сознательного человечка, отчаянно ищущего ответы на главные вопросы его жизни.

Речь ребенка в 6 лет

Ребенок в 6 лет общается на уровне взрослого человека. Его словарный запас целиком и полностью определяется той средой, в которой он рос. Если домочадцы малыша использовали большой набор разноплановых слов, строя из них грамотные фразы и предложения, то и лексика будет отличаться правильностью и богатым содержанием. Любителям ненормативной лексики, на чьих плечах лежит воспитание ребенка 6 лет, есть над чем задуматься.

В этом возрасте становится особенно важным произношение малыша. Многие взрослые наивно полагают, что школа исправит все недочеты и ошибки в лексике их первоклассника. Но зачастую взаимосвязь здесь складывается обратная. Не выговаривающий буквы ребенок в 6 лет рискует отстать от одноклассников. Ведь письменная грамотность и беглость чтения в первую очередь зависят от правильного произношения. Поэтому родителям стоит заранее позаботиться о грамотной и четкой речи своего ребенка, обратившись за помощью к специалисту.

Следующий важный вопрос, затрагивающий воспитание ребенка 6 лет, - нужно ли перед школой обучать его чтению. Сегодняшняя система образования настаивает, что да, отправляясь в первый класс, малыш должен уметь читать. Но окончательное решение опять принимать родителям. Если ребенок пока не готов, то стоит либо положиться на учебный процесс, организованный в школе, либо на год отложить его знакомство с ней. Заставлять, угрожать и давить не следует. Это лишь зародит в нем стойкое отвращение к чтению и школе в целом.

Уход за малышом

Правильное воспитание ребенка в 6 лет делает его самостоятельным человечком. Он с легкостью одевается и раздевается, проводит гигиенические процедуры, убирает свои вещи и даже оказывает посильную помощь по хозяйству. Забота о малыше сводится к направляющей и обучающей функциям. И чем раньше это произойдет, тем быстрее ребенок овладеет необходимыми знаниями и навыками.

Питание ребенка

Часто в этом возрасте у детей просыпается небывалый до сих пор аппетит. Особенно это касается мальчиков, так как организм девочек начинает интенсивный рост немного позже. Это нормальный физиологический процесс, который следует слегка ограничивать лишь в крайних случаях. Ребенок в 6 лет нуждается в продуктах, богатых кальцием, белком и клетчаткой, необходимых для растущего детского организма. Поэтому его рацион должен включать молочные продукты, яйца, мясо, рыбу, много овощей и фруктов.

Сон в 6 лет

Развитие ребенка в 6 лет подразумевает отказ от дневного сна. Но если малыш все еще в нем нуждается, то пока нет смысла менять его распорядок дня. Со временем организм сам перестроится на новый режим, состоящий только из ночного отдыха.

Безопасность

Ребенку 6 лет - самое время включить в процесс воспитания разъяснительные беседы о правилах безопасного поведения в сложных обстоятельствах. Не стоит бояться, что малыш чего-то не поймет или не запомнит. Он готов к усвоению новой информации, как никогда. Вопросы, требующие первостепенного внимания:

  • почему нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми;
  • как следует себя вести, потерявшись или находясь вблизи опасных объектов;
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Чему можно научить шестилетнего ребенка?

Развитие ребенка в 6 лет связано с его повышенным интересом к творческой деятельности. Вариантов подобных увлечений огромное множество. Выбор зависит от индивидуальных предпочтений малыша. Задача родителей – в процессе воспитания разглядеть его индивидуальные способности и интересы, а затем приложить максимальные усилия для их развития. На помощь придут художественные и музыкальные кружки, спортивные секции, хореографические занятия. Если нет возможности прибегнуть к помощи профессионала, то можно организовать кружок по интересам на дому. Например, ребенок в 6 лет постоянно что-то мастерит - развить этот зарождающийся талант поможет изготовление поделок и сувениров в компании с мамой или папой.

Развивающие игры

Как и в предыдущие годы, особое значение в жизни ребенка занимает его игровая деятельность. Если взрослые внимательно присмотрятся к ней и вникнут в детали, то смогут найти много удачных моментов для воспитания нужных качеств. Основной вид развлечений, занимающий сейчас малыша, - сюжетно-ролевые игры. С их помощью он может инсценировать любую жизненную ситуацию: отправиться в путешествие на край света, побыть отважным капитаном корабля или в один миг перенестись на необитаемый остров. Эту волшебную силу игры можно использовать, чтобы подготовить чадо к предстоящим событиям, вызывающим у него страх и беспокойство.

Идем в школу. Для сценки потребуется заменяющий школьную доску лист бумаги, портфель, карандаши, фломастеры, тетради. Взрослый предлагает малышу представить себя учеником, попавшим на свой первый урок, и в шуточной форме его разыграть. Затем участники меняются ролями. В процессе такого развлечения ребенок знакомится с правилами поведения в школе и самой схемой проведения занятий, что уменьшает его тревогу и способствует воспитанию дисциплины и ответственности.

Идем к врачу. Для этой игры можно использовать готовый набор юного доктора или соорудить из подручного материала спецодежду, градусник и стетоскоп. Роль доктора можно сразу поручить ребенку, а в качестве пациентов выступят мама или папа. Такая инсценировка поможет малышу привыкнуть к непростому для него мероприятию – посещению поликлиники. В следующий раз он стойко и спокойно перенесет очередной визит к врачу.

Давайте познакомимся! Говоря о школе, мы всегда подразумеваем сам учебный процесс. Но для малыша – это, прежде всего, адаптация в новом коллективе. Поэтому на данном этапе важной целью воспитания становится формирование у ребенка коммуникативных качеств. В этом поможет разыгрывание мини сценок о выстраивании контакта с незнакомым человеком, в роли которого может выступить кто-то из домочадцев или обычная игрушка.

Иногда родители ребенка, который начал ходить в школу или еще только собирается к поступлению в первый класс, сталкиваются с проблемой приступов агрессии у малыша. Как вести себя в этот возрастной кризис и что делать, если он не слушается родителей и педагогов?

Причины

Агрессия у детей – это негативная реакция на разные действия или замечания окружающих . Если ребёнок воспитан неправильно, эта реакция из временной способна перерасти в постоянную и стать чертой его характера.

Источниками агрессивного поведения ребёнка могут быть соматические болезни или заболевания головного мозга, а также неправильное воспитание. Ещё одной причиной такого поведения может быть возрастной кризис.

В это время дети начинают себя осознавать в качестве учащихся, и это новая роль для них. Это способствует появлению у ребенка нового психологического качества - самоуважения.

Посмотрите видео о причинах кризиса у детей в семилетнем возрасте и методах его преодоления.

Почему не слушается?

Отныне это уже не маленький малыш, а настоящий взрослый человечек, который стремится стать самостоятельным. В 6-7 лет дети теряют свою естественную детскость, поэтому они специально начинают кривляться и вести себя неразумно. Причина происходящего в том, что дети начинают отделять внутреннее «Я» от внешнего поведения. Они сознают, что их поведение способно вызывать реакцию окружающих. Неестественное поведение показывает, что это всего лишь детский эксперимент, хотя из-за таких опытов малыша родители очень переживают и волнуются. Кроме того, ребёнка становится нелегко уложить спать или отправить умываться, появляется непривычная реакция:

  • пренебрежение к просьбам;
  • размышления, для чего это делать;
  • отрицание;
  • противоречия и пререкания.

Дети в этот период показательно нарушают запреты родителей. Они критикуют любые правила, которые установили не сами, стремятся занять положение взрослых. Существующие принципы понимаются ребёнком как детский образ, который нужно преодолеть.

Почему ребенок издает квакающие звуки?

Бывают случаи, когда дети начинают издавать различные звуки: кваканье, мычание, чириканье и тому подобное. Это может быть всего лишь продолжением их экспериментов, но на этот раз со звуками и словами. Если у вашего ребёнка нет проблем с речью, то повода для беспокойства нет. Если же имеются какие-либо дефекты или заикание , необходимо обратиться к врачу.

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему быть автономным.
  • Попробуйте стать советчиком, а не запретителем. Поддерживайте в трудные моменты.
  • Разговаривайте с ребёнком на взрослые темы.
  • Узнайте его мысли по интересующему вопросу, послушайте его, это намного лучше критики.
  • Позвольте ребёнку высказать своё мнение, а если он не прав, то деликатно исправьте его.
  • Разрешите себе признать его взгляды и выразить согласие – вашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится.
  • Дайте понять ребёнку, что он ценим вами, уважаем и понимаем, что при его промахе вы всегда будете рядом и окажете помощь;
  • Продемонстрируйте чаду возможность достижения цели. Похвалите его за успех.
  • Старайтесь дать ответы на все вопросы ребёнка. Даже если вопросы повторяются, терпеливо повторите ответ.

Занятия для детей 6-7 лет

Уменьшить нестимулированную агрессию ребёнка помогут действия, которые покажут ему, что существуют другие возможности привлечь внимание и проявить силу. Чтобы выглядеть как взрослый, не нужно утверждаться за счёт тех, кто слабее, а при раздражении использовать нехорошие слова. Рекомендуются следующие методы для эмоциональной разрядки:

  1. разрывайте на куски бумагу, которую постоянно нужно иметь при себе;
  2. громко кричите в специальном месте;
  3. занимайтесь спортом, бегайте и прыгайте;
  4. полезным будет выбивание ковриков и подушек;
  5. практикуйте удары по боксёрской груше;
  6. очень помогают игры с водой (созерцание воды и её жителей в аквариумах, рыбалка, кидание камней в водоём и т. д.)

Как найти общий язык?

При приступах агрессии у ребенка родителям необходимо быть спокойными и сдержанными. Нужно попробовать понять, что чувствует ваш ребёнок. Самое важное – любить и понимать своего малыша, уделять ему больше внимания и времени.

Безусловная любовь – лучший способ борьбы с агрессивностью. Мамы и папы прекрасно знают своих детей и способны предупредить неожиданные порывы гнева. Обуздать физическую агрессию легче, чем словесное её проявление. В момент накатывания эмоций, когда ребёнок надувает губы, прищуривает глаза или как-то иначе демонстрирует своё недовольство, нужно постараться перенаправить его внимание на другой объект, занятие или просто придержать. Если агрессию не получилось остановить вовремя, необходимо убедить ребёнка, что так поступать не следует, это очень плохо.

Как бороться с застенчивостью?

Помимо всего прочего, в возрасте 7 лет дети начинают обращать внимание на свою внешность, одежду. Они стремятся выглядеть как взрослые. Ребёнок впервые критично оценивает своё поведение. В этот период очень легко может развиться стеснительность, ребёнок не всегда способен оценить адекватно мнение окружающих. Неверная оценка происходящего может напугать ребёнка, заставить бояться привлечения к себе внимания. Могут возникнуть трудности с установлением контактов. Но иногда дети просто от природы бывают стеснительными.

Как помочь?

Стеснительный ребёнок более восприимчивый, часто окружающие неспособны его понять. Мамам и папам рекомендуется чаще подчёркивать хорошие качества своих детей. Таким образом нужно воспитывать его уверенность в себе. Ни при каких условиях не нужно злиться на своё чадо за его застенчивость. Он может почувствовать себя в чём-то ущербным, отличным от остальных. Это может плохо отразиться на становлении его характера. Будучи уже взрослым, человек будет вспоминать свою детскую обиду. От постоянных укоров ребёнок не станет смелым и решительным, но способен уйти в себя от этого.

Энурез — это непроизвольное неконтролируемое сознанием мочеиспускание во время ночного и/или дневного сна у ребенка старше 5 лет.

По статистике 7-12% детей в возрасте от 5 до 10 лет страдают недержанием мочи во сне (энурезом). Нередко случается так, что ребенок в 5-6 лет вдруг начинает писать в постель ночью. Почему это происходит? Причины и способы решения этой проблемы у детей рассмотрим в статье.

Ребенок 5-7 лет стал писаться ночью: как выяснить причину?

Различают первичный и вторичный энурез. Первичный энурез обусловлен отсутствием контроля за опорожнением мочевого пузыря. Но если у ребенка не наблюдалось недержания мочи более 6 месяцев, а затем он начал писаться ночью, то специалисты говорят, что это вторичный энурез. Поэтому, если ребенок в 5-6 лет вдруг начал писаться в кровать во время сна, то речь идет о вторичном энурезе.

Ночное недержание мочи может встречаться при совершенно различных заболеваниях, поэтому важно его правильно диагностировать, понять, проявлением какого патологического состояния является энурез. Он бывает вторичным и первичным, разница в том, что первичный — это тот, который появляется с самого раннего возраста, то есть когда функция контроля над мочеиспусканием еще не установилась. Вторичный – это когда ребенок с полутора лет просыпается и сам ходит ночью в туалет, а потом вдруг неожиданно в 5 — 10 лет энурез возобновляется. В подобном случае необходимо как можно скорее обратиться к врачу, ведь причиной энуреза является уже не просто незрелость нервной системы, а возникшее патологическое состояние, появившееся на фоне депрессии, невроза, стресса или страха.

Какие заболевания могут вызывать ночное недержания мочи у детей?

Заболевание Симптомы Почему возникает ночное недержание мочи? Какие анализы и обследования нужно пройти для диагностики?
Инфекция мочеполовых путей (болезнь почек, цистит) Частое мочеиспускание маленькими порциями. Воспалительный процесс побуждает мочевой пузырь опорожняться чаще. Из-за раздражения стенок мочевого пузыря появляется ночное недержание. Сдать на выявление воспалительного процесса.
Сахарный диабет Постоянный позыв к мочеиспусканию.

Потребление большого количества жидкости.

Из-за того, что малыш выпивает много воды, мозг незрелого крохи не успевает сигнализировать о своевременном опорожнении. Сдать кровь на сахар на предмет выявление
Эпилепсия Во время сна у ребенка происходят судороги, которые провоцируют произвольное мочеиспускание. Утром малыш может не помнить, что с ним происходило ночью. При эпилепсии наблюдается повышенная возбудимость головного мозга, которая в детстве протекает в виде эпилептикоподобных припадков, вследствие чего диагностируется эпилепсия. Для диагностирования заболевания ребенок должен пройти ночное обследование. Посредством специальных приборов и видео камеры, которая нацелена на кроху всю ночь, прослеживается сон малыша, записывая показания головного мозга на энцефалограмму. Эпилепсия на сегодняшний день успешно лечиться традиционной медициной.

К психологическим факторам возникновения энуреза у ребенка относятся:

  • Ссоры в доме. Когда ребенок слышит повышенный тон родителя, он на подсознательном уровне начинает бояться, даже если кричат не на него. Поэтому родителям, которые иногда позволяют себе выяснять отношения при ребенке, должны исключить этот момент из своего «рациона».
  • Психологическое давление на малыша . Когда малыш чувствует, что на него оказывают давление, например, постоянно напоминая о необходимости похода в туалет, то это заставляет кроху все делать наоборот.
  • Ревность к младшей сестре (брату) . Это также может спровоцировать малыша на ночное непроизвольное мочеиспускание. Не стоит из-за этого кричать на малыша, ведь он все равно делает это неосознанно. Чтобы решить эту проблему, уделяйте крохе больше внимания, проводите время не только с младенцем, но и старшего ребенка подключайте в процесс игры или укачивания. Дайте понять ребенку, что он также очень важен, да и еще главнее, ведь он старший и должен заботиться о малютке.
  • Насыщенные дни. Постоянный стресс не лучший спутник маленького человечка. Если вы повсюду берете малыша с собой (на работу, мероприятия, гости и т.д.), он чувствует постоянный дискомфорт и тревогу, ведь скоро опять придется куда-нибудь идти. Поэтому крохи зачастую терпят, чтобы сходить в туалет, а дома расслабляются. У малышей должен быть свой режим и от этого отступать никак нельзя.

Стоит еще отметить, что детский энурез может проявляется из-за приема медикаментов . Обычно антибиотики дают такой побочный эффект.

Что делать, если ребенок 5-6 лет писается ночью?

Ругать своего кроху за мокрую постель и штаники категорически нельзя.

В зависимости от того, по какой причине малыш не удерживает мочу ночью, лечение назначается разное.

Методы лечения ночного энуреза:

  • Медикаментозное. Этот способ заключается в принятии ребенком фармакологических препаратов: антибиотиков, антидепрессантов, препаратов для улучшения работы мозга, а также гормональных средств. После диагностики здоровья малыша врач назначает адекватное лечение, устраняющее позывы к ночному мочеиспусканию.
  • Психотерапевтическое . Этот метод предполагает лечение малыша посредством аутотренингов (самовнушения).
  • Физиотерапевтическое. Этот способ устраняет причины ночного недержания посредством иглорефлексотерапии, музыко- и магнитотерапии.

Для диагностики и лечения энуреза у детей первым делом нужно обратиться к педиатру. Он, сделав первичную диагностику малыша, направит к специалисту узкого профиля, который в дальнейшем и будет лечить ребенка от энуреза.

В зависимости от причины ночного недержания мочи педиатр может направить ребенка на консультацию к следующим специалистам:

  • урологу;
  • нефрологу;
  • физиотерапевту;
  • гомеопату;
  • неврологу;
  • психиатру;
  • психологу.

В борьбе с детским энурезом помогут следующие советы:

  • Проследите, что малыш перед сном сходил в туалет . Введите это в его режим и сделайте своеобразной традицией.
  • Вечером исключите громкий шум : телевизор, компьютер и т.д. Малыш должен прибывать в спокойствии.
  • Не ругайте чадо за такой «конфуз» , но ласково и с любовью акцентируйте внимание на то, что писать нужно в горшок, а не в кроватку.
  • За два часа до сна не стоит кроху поить кефиром или молоком . Эти продукты обладают мочегонным свойством.
  • Режим сна – дело эффективное. Приучите кроху ложиться и вставать в определенное время. В таком случае вам проще будет предупредить ночное мочеиспускание.
  • Будить ночью кроху не следует . Во сне он восстанавливает силы, растет, развивается. Но, если вы слышите шевеления, можете ласково попросить малыша пописать на горшок и дальше уложить спать.
  • Не используйте подгузник на ночь . Врачи против такого подхода, так как это, напротив, замедляет процесс лечения.

Мнения врачей о причинах недержания мочи у детей

Детский врач-психоневролог О.Кузьмичева:

Ночное недержание мочи часто связано с тем, что такие дети очень глубоко спят. Образно говоря, в мозге не работают центры, отвечающие за пробуждение ночью во время позыва на мочеиспускание, то есть этот позыв до сознания не доходит, ребенок не просыпается. Можно сказать, что патологически глубокий сон нередко является причиной энуреза.
Еще одной причиной могут быть эпилептические приступы, очень часто они бывают ночными, незаметными и практически всегда сопровождаются недержанием мочи. Энурез возникает и на фоне невротических состояний, стрессов в начале приема успокаивающих средств. Повышенная возбудимость мочевого пузыря также может стать причиной энуреза.
Но одной из главных все-таки считается патология центральной нервной системы. Если врач, обследующий ребенка с энурезом, не нашел причины этого патологического состояния, нужно идти к другому, более квалифицированному специалисту.

Врач И. Ганиева:

Родители должны проявить ангельское терпение и такт. Важно, чтобы в семье были мир и покой, а ребенок постоянно чувствовал любовь, заботу и поддержку самых близких людей. Существует один из методов неправильного лечения – это сокращение количества жидкости, чтобы ребенок не писался, таким образом родители пытаются облегчить жизнь себе и ребенку, но это неправильно, количество жидкости всегда должно быть достаточным. Просто лучше не пить за 3 — 4 часа до сна. А также сократить употребление некоторых продуктов и напитков: шоколада, какао, крепкого чая, кофе, маринадов, газировки, копченостей. Очень важно не переохлаждаться и соблюдать гигиену половых путей.

Е.И. Черноруцкая, врач-нефролог:

Самые простые как для пациентов, так и для врачей болезни, это те, которые имеют одну причину и, соответственно, стандартное лечение против этой причины. Все же остальные болезни, имеющие множество причин (полиэтиология), всегда вызывают множество споров и сомнений среди медиков. К таким заболеваниям или, правильнее сказать, состояниям относится и энурез. Если считать глубокий сон причиной энуреза, то непонятно, почему другие дети с глубоким сном не писаются ночью – верно? Если считать болезни почек причиной энуреза, то, смею Вас уверить, что довольно редко пациенты с проблемами почек (Не мочевого пузыря!) писаются по ночам, обычно они просыпаются и идут в туалет 2-3 и более раз, но просыпаются!

Вывод один: при энурезе существует три составляющие: глубокий сон, превышение объема мочи, изменение чувствительности рецепторов мочевого пузыря. Каждая составляющая в отдельности далеко не всегда приведет к энурезу. Только сочетание нескольких причин из разных групп может привести к энурезу. В ряде случаев в течение жизни происходит наслоение и других причин, что или дает повторное проявление энуреза или не позволяет произойти «самоизлечению» — одного из самых любимых способов лечения родителей и некоторых врачей, не желающих вникать в суть проблемы.

Если ваш ребенок 7-10 лет писается в кровать, то много полезных советов вы найдете у нас на сайте в статье:

Проблема детского энуреза сегодня качественно решается. Семье нужно набраться терпения и ни в коем случае не порицать малыша, ведь можно развить в нем внутренние комплексы. При регулярном и комплексном лечении дети навсегда избавляются от такого рода проблемы.

Капризы - довольно распространённое поведение шестилетних детей. Возникать оно может в силу разных факторов. Давайте разберёмся, почему ребёнок в 6 лет устраивает истерики и как с ними бороться.

Ваш шестилетний малыш часто психует и капризничает? Причинами могут быть:

  • проверка дозволенного. Часто дети пытаются поставить под сомнение запреты родителей. Например, вы говорите, что есть нужно только на кухне за столом, а кроха начинает требовать кушать у себя в комнате или вовсе отказывается от приёма пищи;
  • гиперопека. Многие мамы и папы настолько опекают своего ребёнка, что вообще не дают ему свободы в своих действиях. Это порой вызывает у малыша недовольство;
  • самая распространённая причина - это требование внимания к собственной персоне;
  • всевозможные страхи также могут спровоцировать постоянные истерики у ребёнка 6-ти лет;
  • отказ выполнять что-либо. В общем, если отрицание не приобретает сложную форму (рыдания и брыкания), то он имеет право быть. У шестилетних детей уже существует своё мнение и это хорошо. Возможно, вам стоит к нему прислушаться.

Мы разобрались, почему капризничает малыш в 6 лет. Теперь поговорим о том, как направить его энергию в мирное русло.

Ребёнку 6 лет и у него постоянные истерики, что делать

Родителям вполне под силу без помощи специалистов преодолеть частые истерики у шестилетнего малыша. Главное набраться терпения и последовательно соблюдать следующие правила:

  • никаких угроз. Мамы и папы зачастую при плохом поведении своего чада пугают его врачами, милиционерами и т.д. Этого делать нельзя. Таким образом, у крохи формируются страхи;
  • больше разговаривайте с ребёнком. Выясните, почему он так себя ведёт, объясните, что так нельзя, что это вас огорчает. Разговор по душам - действенный метод. Дайте малышу понять, что вы ему друг и понимаете его, и тогда он тоже начнёт к вам прислушиваться;
  • давайте крохе право выбора, запрещать всё на свете ни к чему хорошему не приведёт;
  • каждый раз, когда ребёнок в 6 лет закатывает истерики, он требует что-то. Вы не должны идти у него на поводу, наоборот, вы всегда можете предложить ему альтернативу. Если, например, малыш хочет, чтобы вы ему что-либо купили, вы должны переключить его внимание на что-то другое. Отвлечение самый действенный метод;
  • во время очередных капризов и истерики дайте малышу успокоиться. Оставьте его на некоторое время одного. При этом вы должны соблюдать абсолютное спокойствие. Отсутствие вашей реакции поставит его в тупик. Ведь любая истерика рассчитана на зрителя. А если такового нет, то она пройдёт также быстро, как и началась. А уже потом проведите с ним беседу по поводу его поведения;
  • обстановка в семье играет важную роль. Дети всегда подражают взрослым. Следите за собой и членами вашей семьи - не повышайте голос, избегайте в присутствии ребёнка конфликтов и ссор.

В воспитании детей все родители должны соблюдать золотую середину. Вы должны дать ребёнку понять, что он не может получить всё, что хочет. Вседозволенность и полные запреты - это то, чего нужно избегать. Больше общайтесь со своим малышом и будьте для него примером того, как нужно себя вести.

Всестороннее развитие малыша – задача родителей. Физическая активность, интеллектуальные упражнения, стимулирование творчества являются классическим стержнем воспитательного процесса. Однако с каждым новым годом жизни ребёнка, в его личностном формировании появляются неизвестные ранее составляющие. Для того чтобы эффективно подготовить своё дитя к школьной жизни, необходимо чётко понимать, что должен уметь ребёнок в 6 лет.

Основные направления развития шестилетнего малыша

Развитие ребёнка 6 лет обусловлено, прежде всего, его будущей занятностью в школе. Активная, ежедневная умственная работа, новые физические нагрузки, невиданная прежде атмосфера коллектива, предполагают специальную предварительную подготовку детей. Существует ряд критериев для оценки эмоциональной стабильности и интеллектуального развития шестилетних малышей. Ими пользуются специалисты по работе с дошкольниками: педиатры, педагоги.

Физические характеристики

Перечень общих показателей физической активности связан не с ростом или весом ребёнка, а со степенью развития координации, реакций и умения владеть своим телом. Физические критерии в развитии детей 6 лет рано делить по гендерному признаку: девочки и мальчики ещё имеют в запасе 5-6 лет до наступления первых гормональных перемен.

Активность. Считается нормальным, если дошкольник очень подвижен и неусидчив. К его излюбленным играм могут относиться те, которые связаны с бегом или прыжками: догонялки, салки и др. Будущий школьник должен уметь:

  • обходить, оббегать или перепрыгивать препятствия, не задев их;
  • ходить по перекладине, удерживая баланс;
  • уверенно играть с мячом: подавать его без промахов и ловить.

Особенностью телесного развития ребёнка может быть активный рост. Опорно-двигательный аппарат перестраивается к новым условиям, и родителям важно следить в этот период за осанкой своего чада.

Мелкая моторика рук. Перед тем как стать первоклассником, малыш должен уверенно владеть руками, и умело выполнять несложные задания:

  • держать карандаш или ручку в руке, рисовать прямую и кривую линии на листке бумаги;
  • составлять аппликации без посторонней помощи: вырезать фигурки ножницами и приклеивать их;
  • обращаться с пластилином, солёным тестом или другими видами материалов для лепки.

Мелкая моторика рук тесно связана с обучением чистописанию, которое ждёт всех первоклассников. С первого сентября важно не отставать в этом умении от класса. Необходимо предварительно организовать творческие занятия для развития ребёнка 6 лет. Заинтересуйте малыша рисованием, скульптурой или вязанием. Найдите его любимое занятие методом проб и ошибок. Пишите вместе буквы и цифры.

Интеллектуальные показатели

Логическое мышление малыша, его память, внимание и общие знания также поддаются оценке профессионалов при записи в первый класс. Рассмотрим требования к умственному развитию дошкольников подробнее.

Развитие речи. Дошкольник уже может изъясняться понятно для окружающих. Обладая достаточным словарным запасом, ребята способны даже к недолгому монологу, предпочитая диалоговую форму общения.

Необходимые речевые навыки малыша:

  • контроль эмоциональной составляющей речи – способность к интонации, понижению тембра голоса, шёпоту;
  • деление слова по слогам;
  • использование сложных предложений в речи (при построении фразы возможны задержки, речевые паузы);
  • внедрение синонимов.

Неспособность к чёткому, звучному произнесению буквы «р» может быть сигналом к так называемому ротаризму. Чтобы убедиться, что отставания в речевом развитии нет, лучше отвести ребёнка 5-6 лет к логопеду. В этом возрасте возможные отклонения устраняются быстро. Врачи часто рекомендуют использовать в качестве игры специальные упражнения для развития речи: скороговорки, песенки и считалочки.

Логическое мышление. Знания дошкольника отличаются образностью и красочностью, вместе с тем ход его размышлений не лишён логики. Каковы его умения к шести годам?

  • Последовательное рассуждение.
  • Ориентация в пространстве и времени: может сказать время по часам.
  • Способность написать печатные буквы.
  • Возможность объяснить маршрут из точки А в точку Б.
  • Базовые знания для анализа: причина, следствие, вывод.

Занятия для развития логики направлены на утверждение перечисленных навыков. Упражнения для дошкольников часто включают:

  • ряд предметов и явлений, из которых нужно выделить лишний по некоторому признаку;
  • разгадка ребусов и головоломок;
  • восстановление хронологического порядка событий.

Требования к памяти, вниманию и общим знаниям дошкольника. Считается, что к шести годам малыш уже владеет немалым багажом знаний об окружающем мире. Из сказок, выслушанных перед сном, из разговоров взрослых братьев и сестёр, родителей и друзей, из просмотренных мультипликационных фильмов, формируется его кругозор.

Что знает шестилетний дошкольник?

  • Названия предметов, которые он наблюдает в доме, на улице, в детском саду.
  • Природные явления и представителей животного мира.
  • Ориентируется во времени (названия сезонов, месяцев, дней недели).
  • Счёт до 10 и обратно.
  • Как выглядят основные геометрические фигуры.
  • Как сравнить количество предметов (до пяти).

Считается, что будущий школьник должен уметь концентрировать своё внимание в течение 20 минут. Для шестилетнего возраста этого пока достаточно: излишние усилия для умственной тренировки могут вызвать обратный эффект – оттолкнуть ребят от работы. Интеллектуальные занятия для развития памяти и концентрации внимания у детей 6 лет часто включают запоминание четверостиший и повторение за взрослым ряда незнакомых слов (до десяти). Разучите несколько детских стихотворений и повторяйте их вместе. Во время таких упражнений важно делать пятиминутный перерыв каждые двадцать минут, во избежание переутомления.

Социальные умения

Будущая смена статуса ребёнка предполагает наличие первичных навыков общения. Бывшие воспитанники яслей и детских садов имеют здесь преимущество перед коллегами-«домоседами»: они привыкли выполнять простые требования этикета (здороваться, прощаться и благодарить), играть в коллективе и сопереживать.

В большинстве учреждений дошкольного образования принято «играть в школу»: имитировать работу за партой, готовить домашнее задание по различным предметам и выходить к доске. «Начинающие» школьники пробуют себя в новой роли. Так ребята будут готовы к важному шагу, и пресловутый социальный кризис семи лет им не грозит.

Каковы социальные навыки будущих первоклассников?

  • Умение позаботиться о себе. Ребята способны обойтись без посторонней помощи при принятии пищи и выполнении гигиенических процедур.
  • Желание соучаствовать, помогать родителям и старшим.
  • Контроль над собственными эмоциями и уважение к собеседнику.

Даже если мальчики и девочки 6 лет не имеют соответствующего социального опыта, важно, чтобы психическое развитие позволило им переход к новой, коллективной жизни. Для подготовки таких ребят к переходу важно организовывать им совместные игры с другими детьми на площадке, походы в гости и проведение совместных праздников дома. Участие старших братьев и сестёр, их пример, также отражается наилучшим образом на коммуникативных навыках малыша и его психике.