Никах - это мусульманский обряд бракосочетания. Никах – это красивый мусульманский свадебный обряд

В исламе желающие вступить в брак мужчина и женщина обязаны совершить обряд никах.

Что такое никах

По нормам ислама никах — это очень важное и знаковое событие. Никах — это союз, заключаемый между мужчиной и женщиной. С арабского слова никах или никях переводится как бракосочетание.

Никах имеет очень длительную историю, еще с давних времен мужчина, изъявлявший желание жениться на понравившейся девушке, должен был выйти на главную площадь (улицу) города или деревни и громко сообщить всем, что берет ее в жены.

Важно помнить, что никах не имеет юридической силы, впрочем как и схожие обряды в других религиях, например, венчание в христианстве. Поэтому после совершения никаха молодые людям обязательно нужно зарегистрировать свои отношения и таким образом сыграть официальную свадьбу — прийти в ЗАГС, поставить подписи в свидетельстве о браке, надеть друг другу на пальцы обручальные кольца и выйти из зала под традиционный вальс Мендельсона.

Никах состоит из нескольких этапов: сговор, сватовство (хитба), передача невесты в дом жениха (зифаф), свадебное торжество (урс, валима), фактическое вступление в брачные отношения (никах).

Чтобы совершить никах, влюбленные должны выполнить несколько обязательных условий и подойти к этому событию со всей ответственностью.

Условия для никаха

Никах по шариату — брак между женщиной мужчиной, основанный в первую очередь на принципах гласности. Ислам не одобряет намерение пары жить вместе, не говоря об этом никому, это считается большим пороком. Важно, чтобы общество обязательно признало новую семью.

Никах может состояться только после выполнения нескольких условий:

1. Супруг должен быть совершеннолетним мусульманином.

2. Жених и невеста должны дать согласие на брак.

Все мазхабы, кроме ханафитского, настаивают на том, что условием действительности брака является добровольное согласие обеих сторон. Если невеста является девственницей, необходимо также согласие её опекуна.

За неполноправных и недееспособных решают хозяева, опекуны и посредники.

Вдова или разведенная женщина дает согласие на никах сама через доверенного.

3. Женитьба между родственниками строго запрещена.

Супруга не должна подпадать под категорию махрам (близкий родственник). К ним относятся: мать (в том числе молочная мать), бабушка, дочь, внучка, родная и молочная сестра, дочь родной сестры или дочь родного брата, сестра матери или сестра отца, тёща, бабушка жены, падчерица, мачеха и невестка.

Разрешено кровное родство не ближе третьей степени по боковым линиям.

4. Со стороны девушки на церемонии должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола.

Свидетелями на свадьбе могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две женщины (в исламе голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным.

Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака.

Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели — женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. При этом ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы (адиль).

Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения.

В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным (ваджиб), оно лишь желательно (мустахабб). Если мужчина-мусульманин женится на не мусульманке, то свидетелями с ее стороны могут быть и не мусульмане.

Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.

5. Жених дает за невесту калым, то есть уплатить махр.

Имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака (никаха) называется махром. В древности калым предполагал, что это должен быть очень щедрый дар за красавицу, например табун лошадей или верблюдов. Сейчас же суммы подарков более скромные.

Жених должен сделать невесте подарок на сумму не менее 5 тысяч рублей. Чаще всего таким подарком бывает какое-то золотое украшение. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое пожелание невесты в будущем. Это может быть просьба купить квартиру, машину, приобрести другое имущество, главное, чтобы подарок имел стоимость не менее 10 тысяч рублей.

Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр определяется во время сговора (хитба) по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа (таляк) махр остаётся у жены. Махр выплачивается непосредственно жене и является частью её собственности. На обязательность махра указывает 4 аят суры ан-Ниса.

В качестве махра могут выступать всё, что имеет какую-либо стоимость и на что может быть распространено право собственности. Это могут быть деньги, драгоценные камни или металлы, или любое другое ценное имущество. Если стороны не оговорили размер махра при заключении брачного договора, то в этом случае отдается установленный шариатом минимальный размер махра.

Так, в ханафитском мазхабе минимальный махр равен стоимости 33,6 граммов серебра или 4,8 граммов золота; в маликитском — три дирхема; в джафаритском мазхабе махром может служить, всё, что имеет хотя бы мизерную стоимость. Если супруги уже имели интимные отношения, муж обязан либо заплатить эту сумму, либо расторгнуть брак и выплатить половину от неё. Выплата меньшей суммы запрещено, даже если она оговаривалась до заключения брака.

Во всех суннитских правовых школ, за исключением маликитского, махр не является необходимым (фард) условием для заключения брака. Таким образом, если немаликит по каким-то исключительным причинам не сумел выплатить махр, то его брак не расторгается.

Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путём разделения на части, либо при разводе. Махр может быть передан опекуну или доверенному жены, либо непосредственно жене. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условное расторжение брака (фасх), он продолжается впредь до его уплаты.

6. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках.

Брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, рожденные в такой семье, могут воспитываться только согласно Корану.

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за за представителей иных вероисповеданий. Проводить никах и выходить замуж за "неверного" крайне нежелательно.

Количество жен в исламе ограничено четырьмя, поэтому человек, имеющий четырёх жён и желающий взять в жены ещё одну, обязан развестись с одной из прежних.

Полиандрия (многомужество) в исламе запрещено. Вдова или разведенная женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать определённый срок "идда", в зависимости от мазхаба он составляет от 4 до 20 недель.

Требования к жениху и невесте в исламе

Произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми, если только брак не заключается их попечителями.

Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено (харам) и считается прелюбодеянием (зина).

Никах между мусульманином и христианкой

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульманина. Мужчинам-мусульманам запрещено жениться на язычнице или неверующей женщине, разрешено, но нежелательно жениться на христианках или иудейках.

Стоит отметить, что никах — это обряд, который проводится не только между мусульманами. К примеру, брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, рожденные в такой семье, могут воспитываться только согласно Корану.

Женщины, исповедующие ислам, как правило, не имеют возможности выходить замуж за представителей иных вероисповеданий.

Проводить никах и выходить замуж за "неверного" крайне нежелательно. При таких обстоятельствах девушке придется выбирать, что ей важнее — вера или любимый человек. Если же ее жених добровольно принял ислам, никах разрешается.

Этапы бракосочетания в исламе

Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама.

Бракосочетание состоит из нескольких этапов:

  • Первый этап — сговор, сватовство (хитба).

Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене.

Мужчине разрешается посмотреть на женщину независимо от того, даст она на это своё разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть только на ее лицо и кисти рук.

Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, входящих в брачный договор (сига).

  • Второй этап — передача невесты в дом жениха (зифаф).

Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения ею совершеннолетия (13-15 лет).

Данный обычай относится к числу узаконенных шариатом.

  • Третий этап — свадебное торжество (урс, валима).

Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть (садак).

  • Четвертый этап — фактическое вступление в брачные отношения (никах).

Бракосочетание желательно провести в мечети. Брачный договор заключается при свидетелях, коими могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу. После этого никах считается свершившимся.

Как проходит обряд никах

Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на свадебную трапезу друзей и родственников.

В настоящее время в большинстве исламских стран никах регистрируется брачным нотариусом (ма"зуном). Несмотря на то, что общий процент полигамных браков никогда не был высок, в отдельных странах принимаются меры по ограничению таких браков, вплоть до полного их запрещения.

На этих торжествах царит всеобщая радость; близкие друзья, родственники и соседи разделяют радость с молодоженами и поздравляют их по случаю заключения брака. Во время свадьбы допускаются невинные развлечения, доставляющие людям радость и украшающие торжество. Во время свадебных торжеств женщина входит в дом мужа в окружении улыбающихся и оказывающих ей знаки уважения людей.

В ряде стран во время проведения мусульманских свадьб совершается ряд запретных действий, противоречащих духу ислама. К числу наиболее запретных вещей относится совместное времяпрепровождение мужчин и женщин, танцы, песни и распитие алкогольных напитков.

После брака у мужа и жены появляются 4 главных обязанности: — жена не может покидать дом без разрешения мужа; — супруга не должна отказывать мужу; — муж, в свою очередь, полностью содержит жену и никогда не должен попрекать ее в этом.

Первая брачная ночь

Первая брачная ночь — это тот период, которого с трепетом и волнением ждут все новобрачные. Этот период требует от мужчины максимальной нежности, терпения и деликатности, чтобы унять испуг девушки.

Если первая ночь будет полна для обоих новых и приятных ощущений, жена будет вспоминать ее всю жизнь. Каждому мужчине необходимо усвоить, что первая ночь может оказать большое влияние на будущую жизнь семьи.

Во время брачной ночи следует придерживаться ряда важных правил:

  • Крайне желательно, чтобы муж и жена по отдельности совершили два ракаата намаза и попросили Аллаха сделать их жизнь счастливой и полной изобилия. Это поможет молодым людям немного отвлечься и успокоиться, ибо намаз обладает мощным психологическим воздействием.
  • Перед брачной ночью в исламе, мужу важно дотронуться рукой до лба жены и произнести молитву — басмалу, в которой просит Аллаха уберечь ее и будущих детей от зла.
  • Во время близости в комнате молодоженов не может быть посторонних — ни людей, ни животных.

  • В помещении необходимо погасить или уменьшить свет лампы или же раздеваться за занавесью. В этот момент мужчине лучше всего не смотреть в сторону невесты, чтобы не смущать ее. Тем более, нельзя жадно рассматривать ее тело. Сначала нужно снять верхнюю одежду, а нижнее белье — уже в постели, под покрывалом.
  • Если невеста не может успокоиться и испытывает сильное волнение, жених должен постараться понять ее и отложить половой акт на следующий день. Излишняя настойчивость или грубая сила тут неприемлемы.
  • После интимных отношений молодым желательно искупаться. Наутро, после брачной ночи, новоиспеченная пара проводит ритуал омовения. Также омовение проводится в том случае, если молодые решили повторить половой акт. Затем накрывают стол, чаще всего приглашают родственников.

Секреты брачной ночи

Помимо исламских обычаев, проведение первой брачной ночи у мусульман имеет ряд дополнений, кои делают обязанности супругов более гибкими. Это облегчает жизнь супругам в сложившихся ситуациях:
  • Немногие догадываются, что секс в первую брачную ночь у мусульман не является обязательным. После свадьбы отношения между супругами — их личное дело. Жена первое время может даже не раздеваться перед мужем. А их отношения могут сводиться к разговорам и домашним делам. Такие нормы объясняют тем, что, если мусульманский брак совершают по всем правилам, молодые люди совершенно не знакомы друг с другом. Естественно, в такой обстановке нужно для начала побороть стеснение и неловкость — запастись временем.
  • Если брачная ночь пришлась на менструальный цикл невесты, то половой акт откладывают на другие дни, ибо половое сношение в дни хайда является харамом.
  • Согласно шариату после бракосочетания муж обязуется вступать со своей женой в половую связь не реже раза в четыре месяца.
  • Если молодая супруга невинна, муж проводит с ней семь ночей, а если брак для нее не первый — достаточно и трех ночей.
  • Согласно шариату, невеста до свадьбы должна быть девственницей. Но если у мужа появляются сомнения на ее счет, нельзя думать о ней плохо — это грех. Оскорблять и угнетать жену только на основе своих предположений недопустимо.
  • Распространенный в исламе обычай ожидать завершения половой близости между молодыми за дверьми комнаты не только не обязателен, но и вовсе нежелателен. Проверка постели, чтобы удостовериться в невинности невесты, подслушивание и вопросы —все это нарушает предписания ислама не шпионить и не подсматривать за другими людьми. Он делает достоянием общественности то, что является тайной между молодыми.

Никах в Таджикистане

Никах в Таджикистане имеет ряд особенностей. К примеру, таджикская невеста не дает своего согласия на замужество, как это принято в других странах.

В этот очень ответственный момент, когда сваты спрашивают, согласна ли девушка выйти замуж за молодого человека, у таджичек включается упрямство. и несговорчивость.

Раз у нее спросят, она молчит, два — молчит, на третий с уговорами подключаются родственники и подруги. Они до боли щиплют руку молчаливой красавице, а она не издает ни звука. Молчание — золото, конечно, но в данном случае это просто знак смущения и еще таджикская традиция: невеста не должна сразу давать согласие и кидаться на шею жениха. Не по-таджикски все это.

И тут начинается самое интересное: чтобы "подсластить" девушку, свидетели со стороны жениха кладут на праздничный дастархан дорогие подарки, а затем и деньги. Иначе не выдавить у красавицы положительного ответа, и затянется процесс уговаривания надолго.

И наконец, в очередной раз, когда мулла уже довольно нервно задает вопрос, согласна ли она стать женой того самого парня за дастарханом, сидящая с опущенной головой под чадрой красавица под натиском родных вполголоса говорит: "Да".

Со стороны это может показаться наиграно, поскольку "Нет" она вряд ли бы уже сказала: будь она против, дело бы ведь и вовсе не дошло до никаха. Но что бы там ни гласили традиции, истинной таджичке все равно стыдно вот так сразу быстро ответить на такой важный вопрос.

Второй особенностью является тот факт, что с недавнего времени многие священнослужители в Таджикистане лишены возможности проводить религиозный обряд бракосочетания — никах. Эта обязанность будет возложена только на имам-хатибов зарегистрированных в Таджикистане мечетей.

Кроме того, с 2011 года совершение мусульманского обряда никах не разрешается без наличия у пары документа о законной регистрации брака.

Расторжение никаха

Расторжение — это прекращение брака (никаха), при котором муж получает компенсацию от жены.

Расторжение брака не является разводом, а считается лишь прекращением брака. Об этом сказано в книге имама Аш-Шафи‘ий "Ахкямуль-Кур`ан".

Расторжение бракосочетания не желательно. Данное действие — это макрух, в котором нет вознаграждения, но и греха тоже нет.

У мусульманских народов к расторжению брака принято прибегать лишь в самой крайней ситуации. Расторжение брака разрешено, но оно ненавистно Богу.

Однако существует ряд исключений, когда расторжение возможно:

— если супруги боятся дальнейших разногласий между собой;
— если один из супругов боится, что будет ущемлять права другого;
— если муж вызывает у жены неприязнь и отвращение;
— если жена вызывает у мужа неприязнь из-за совершения ею прелюбодеяния и тому подобное, например, если она не выполняет намаз;
— если муж, передумав, желает спасти свои отношения после того, как он дал клятву, или поставил условие. Тогда для выхода с того положения, он может сделать расторжение.

Условия расторжения

В исламе развод получить довольно просто. Мужчине достаточно произнести фразу: "Ты разведена", и с этого момента начинается период, в течение которого у мужчины и женщины есть возможность подумать и найти иные пути.

Женщина тоже может быть инициатором. Но в этом случае ей надо обратиться к мусульманскому судье или священнослужителю, который рассмотрел бы причины развода, после этого имам берет на себя ответственность и дает развод.

Традиционно, нормы шариата признают за мужчиной исключительное право осуществлять в любое время без всяких объяснений односторонний развод путем троекратного произнесения формулы развода. При этом не требуется ни согласия жены, ни даже ее присутствия. Он называется по-арабски "талак".

При произнесении формулы должны быть соблюдены следующие условия: муж должен быть дееспособен обращаться к жене во втором или в третьем лице, используя любые производные от корня талака, что означает "отпускать", "освобождать". Формула развода может быть абсолютной (мунжаз) (например, "Ты разведена"), а может быть условной (муаллак) (например, "Я разведусь с тобой, если ты войдешь в этот дом").

Только после произнесения формулы в третий раз брак прекращается, после же произнесения формулы в первый и во второй раз расторжения брака не происходит, но женщина обязана в доме мужа или, если он разрешит, в доме своих родителей соблюдать период идда (три месяца после первого произнесения формулы), во время него муж может передумать и возобновить совместную жизнь.

Существуют несколько правил, когда пара может расторгнуть никах.

1. Если например, муж говорит жене: "Я расторгнул Никях за такую-то сумму", и женщина при этом соглашается.

2. Муж может сам расторгнуть Никях, а может поручить сделать прерывание доверенному лицу от своего имени.

3. Женщина может сама компенсировать, или от её имени это сделает кто-то другой. Например, другой мужчина может предложить мужу расторгнуть Никях за определенную сумму, и муж при этом соглашается.

После расторжения Никяха женщина освобождается от мужа и не может вернуться к бывшему мужу, пока он не сделает с ней новый акт бракосочетания в присутствии попечителя и двух свидетелей.

Чем расторжение никаха отличается от развода

По сути, расторжение никаха полностью аналогично разводу, но отличается от него в следующих случаях:

Во-первых, расторжение не включается в счет 1-2-3 разводов.

Во-вторых, при возобновлении никяха обязательно заключать его в присутствии попечителя и двух свидетелей, независимо от того, возвращается жена в период идда или нет.

Любой развод, произведенный вследствие вспышки ярости или возникшей ссоры, не имеет никакой силы — при условии, что прежде человек не связывал с ним свои стремления, не замышлял план развода, предварительно подготавливая для его осуществления необходимые условия и предпосылки.

Как происходит расторжение никаха

Верующий мусульманин обязан стремиться к тому, чтобы любыми путями пытаться сохранить семью. Обычно на размышление паре дается три месяца, и, конечно, людям советуют не спешить, понять, что никто в этом мире не идеален.

Талак является окончательным, кроме того, что на основании принесенной клятвы воздержания от супружеской жизни и на основании нехватки материального содержания. В свою очередь, талак отменяем, кроме после произнесения формулы развода в третий раз, развода до начала супружеской жизни и если муж наделил жену правом на развод, которым она воспользовалась. Развод хал окончателен.

После третьего произнесения формулы мужчина может жениться на своей разведенной супруге, только если она выйдет замуж за другого мужчину, разведется с ним и соблюдет период идда.

Когда жена может сама подать на развод

По ханафитскому мазхабу разрешается передача жене права на развод при заключении никаха или спустя какое-то время после этого.

Кроме того, если муж или жена обнаруживают друг в друге определенные недостатки, то имам имеет право расторгнуть брак по заявлению одного из них.

К таким недостаткам относятся:

1. проказа;

2. сумасшествие;

3. кастрация;

4. импотенция.

К причинам развода по ханафитскому мазхабу могут относиться:

1. исчезновение супруга без вести (в пути, в плену, в тюрьме);

2. ненависть друг к другу, безнравственность;

3. тяжелая болезнь, сумасшествие;

4. чрезмерное совершение грехов, расточительность, скупость, прожорливость одного из супругов, приводящие к ухудшению положения семьи;

5. бесплодие одного из супругов;

6. непонимание друг друга;

7. плохое отношение мужа к жене или жены к мужу;

8. недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

9. возникновение препятствий для брака (например, выясняется, что жена — молочная сестра). В этом случае брак автоматически аннулируется;

10. ридда (отступления от веры). В этом случае брак аннулируется, но если бывший муж или жена вернется в ислам в течение срока идда (трех месячных циклов), то никях восстанавливается, и нет необходимости заново его читать;

11. зина (прелюбодеяние);

12. несоблюдение повелений Аллаха.

Материальное содержание жены после развода

После развода женщина должна соблюдать период воздержания идда, в течение которого она не может вновь выйти замуж. Цель этого требования — избежать возможной путаницы в вопросах отцовства. Длительность периода различается в зависимости от ряда обстоятельств и прежде всего от того, ожидает или нет женщина ребенка, является она разведенной или вдовой.

Материальные права разведенной жены различны. Так, в случае отсутствия детей жена имеет право на получение материального содержания в течение периода воздержания идда.

В случае талаке жена имеет право еще и на получение особого "утешительного" подарка (мута). Слово мута, в дословном переводе "удовольствие", встречается в двух совершенно разных правовых терминах мусульманского семейного права:

1) заваж аль-мутъа — временный брак, или, в дословном переводе, брак-удовольствие. Временный брак заключается на определенный срок, который может составлять как несколько часов, так и много лет. Заключение временного брака требует присутствия двух свидетелей и вручения жене брачного дара, однако между парой не возникает права наследования, жена соблюдает сокращенный период воздержания, идда, и дети сразу переходят под опеку отца.

2) мута ат-талак или нафака аль-мута — особый подарок, или компенсация, получаемая женой при талаке.

Вопрос о том, является ли мута подарком или компенсацией, т.е. обязанность ли это мужа или нет, по-прежнему является предметом спора между мусульманскими правоведами.

В случае наличия ребенка, кроме выплаты материального содержания на ребенка и оплаты достойного жилья для него, муж должен еще выплачивать:
1) если ребенку нет еще двух лет — вознаграждение бывшей жене или кормилице за кормление ребенка;
2) вознаграждение бывшей жене за осуществление надзора за ребенком.

Что касается материального содержания детей, то отец должен материально обеспечивать своих детей до достижения ими совершеннолетия или до 25 лет, если они учатся. Но в любом случае отец обязан материально обеспечивать дочь, пока обязанность материального обеспечения не перейдет к ее мужу.

Требования к брачующимся
В исламе рекомендуется, чтобы муж и жена соответствовали друг другу по возрасту и общественному положению. Супруга не должна подпадать под категорию махрам (близкий родственник). К ним относятся: мать (в том числе молочная мать), бабушка, дочь, внучка, родная и молочная сестра, дочь родной сестры или дочь родного брата, сестра матери или сестра отца, тёща, бабушка жены, падчерица, мачеха и невестка. Кроме того на период женитьбы запрещён брак с сестрой жены, её тётей и племянницей. Разрешено кровное родство не ближе третьей степени по боковым линиям.

Произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми, если только брак не заключается их попечителями.


Рекомендации и ограничения
При заключении первого брака согласия невесты не требуется, достаточно согласия отца или опекуна. Вдова или разведенная женщина даёт согласие сама через доверенного. За неполноправных и недееспособных решают хозяева, опекуны и посредники. Если девушка раньше не была замужем или является девственницей, то не может выйти замуж без согласия попечителя (опекуна), иначе брак будет считаться недействителным.

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульманина. Мужчинам-мусульманам запрещено жениться на язычнице или неверующей женщине, разрешено, но нежелательно жениться на христианках или иудейках. Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено и считается прелюбодеянием.

Количество жён в исламе ограничено четырьмя, поэтому человек, имеющий четырёх жён и желающий взять в жёны ещё одну, должен развестись с одной из прежних. Не смотря на то, что общий процент полигамных браков никогда не был высок, в некоторых странах принимаются меры по ограничению таких браков, вплоть до полного их запрещения. Многомужество в исламе запрещено. Вдова или разведённая женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать определённый срок «идда», который в зависимости от мазхаба (школа шариатского права) составляет от 4 до 20 недель.


Когда можно вступать в брак
Существует консенсус учёных всех мазхабов, что появление менструаций и способность забеременеть являются признаками совершеннолетия для девушек, что позволяет им вступать в брак. Тем не менее, различные школы фикха устанавливают разный возраст совершеннолетия при отсутствии менструаций у девочек и выхода семени или поллюции у мальчиков. Так, по шафиитскому и ханбалитскому мазхабу совершеннолетие и для юношей, и для девушек наступает в пятнадцать лет, по маликитскому - в семнадцать лет, по ханафитскому - в восемнадцать, а по джафаритскому - в девять у девочек и в пятнадцать у мальчиков. Однако современные шиитские учёные, в своих фетвах не рекомендуют девушкам вступать в брак в столь раннем возрасте.


Этапы бракосочетания
Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама. Еще до бракосочетания Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене. Мужчине разрешается посмотреть на женщину, к которой он сватается, независимо от того, даст она на это свое разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть только на её лицо и кисти рук.

Первый этап - сговор, сватовство (хитба). Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, которые входят в брачный договор (сига).

Второй и третий этапы - передача невесты в дом жениха (зифаф) и свадебное торжество (урс, валима). Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения ею совершеннолетия (13-15 лет). Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть.

Четвёртый этап - фактическое вступление в брачные отношения (никах), после которого бракосочетание считается свершившимся. Бракосочетание желательно провести в мечети. Брачный договор заключается при свидетелях, которыми могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу.

Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на свадебную трапезу друзей и родственников. В настоящее время в большинстве исламских стран брак регистрируется брачным нотариусом.


Свидетели
Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака. Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели - женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. Однако ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы. Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения.

В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным, оно лишь желательно. Если мужчина-мусульманин жениться на не мусульманке, то свидетелями с её стороны могут быть и не мусульмане. Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.


Махр
Имущество, которое муж выделяет жене при заключении равноправного брака называется махром. Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр определяется во время сговора по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа махр остаётся у жены. Махр выплачивается непосредственно жене и является частью его собственности.

Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путем разделения на части, либо при разводе. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условный развод (фасх), который продолжается впредь до его уплаты.


Свадебные торжества
Во время проведения свадебного торжества (урс) новобрачные встречаются, после чего невеста переходит из дома отца в дом мужа. Данный обычай относится к числу узаконенных шариатом. На этих торжествах царит всеобщая радость; близкие друзья, родственники и соседи разделяют радость с молодоженами и поздравляют их по случаю заключения брака. Во время свадьбы допускаются некоторые невинные развлечения, доставляющие людям радость и украшающие торжество. Во время свадебных торжеств женщина входит в дом мужа в окружении улыбающихся и оказывающих ей знаки уважения людей.

В некоторых странах во время проведения мусульманских свадьб совершается ряд запретных действий, противоречащих духу ислама. К числу наиболее запретных вещей относится совместное времяпрепровождение мужчин и женщин, танцы, песни и распитие алкогольных напитков.


Первая брачная ночь
В первую брачную ночь для жениха желательно угостить невесту сладостями, дозволенными напитками и пряностями. Перед вступлением в интимную связь, жениху желательно положить руку на лоб своей супруге, сказать басмалу и произнести следующую мольбу: "О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил".

После этого супругам рекомендуется совершить совместную двухракаатную молитву (намаз) и прочитать следующую мольбу: "О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!".

Если жена не была замужем до этого и является девственницей, то после заключения брака супруг должен провести с ней семь ночей. А если новоиспечённая жена была замужем до этого, то следует уделить ей три ночи. Непосредственно перед сближением, как в первую, так и в последующие ночи, муж должен создать прелюдию к интимной близости с помощью слов, поцелуев и любовных игр и т. п. Во время полового акта жених должен быть чрезвычайно мягким и нежным к своей невесте.

Исходя из норм шариатского права и исламской традиции, юноша, имеющий намерение жениться, должен соблюсти следующие требования, предваряющие заключение брака:

Приглядеться к девушке, не привлекая ее внимания;

Если она произвела внешне благоприятное впечатление, то пообщаться с ней в людном месте;

Предварительно удостовериться в том, что к заключению данного брака нет никаких препятствий, предусмотренных исламским законодательством (например, кровное или молочное родство);

Если она подходит по мировоззренческим принципам и ценностным ориентирам, то намекнуть ей о своем намерении жениться на ней;

Если девушка согласна на брак, переговорить с ее родителями (или опекуном) для получения их согласия;

При получении полного согласия на бракосочетание со стороны девушки и ее родителей (или опекуна) организовать сватовство и помолвку;

Оговорить определенный срок церемонии бракосочетания.

Помолвка есть акт публичного обещания сторон сочетаться супружескими узами, но она не дает жениху и невесте, будущим супругам, большего права, чем право общения в обществе родственников или людном месте. По мнению большинства богословов, во время и после помолвки юноше можно смотреть лишь на те части тела девушки, которые не являются ‘ауратом (лицо и кисти рук). Обниматься или целоваться категорически запрещено, так как до женитьбы молодые люди остаются еще чужими друг для друга.

Исламские богословы едины во мнении о том, что если на предложение юноши имеется явное согласие со стороны девушки, то в этом случае сватовство другого человека к этой девушке канонически запретно. При отсутствии явного согласия сватовство со стороны другого мужчины допустимо. Согласно хадису, «мужчина [юноша] не имеет права помолвки против [уже имеющейся] помолвки другого мужчины [юноши], кроме как в случае его отказа или с его разрешения» .

Если к девушке посваталось несколько юношей, не знающих о намерениях друг друга, то ничего предосудительного в этом нет.

Ответы на вопросы по теме

Если человек дал обещание родителям девушки жениться и не выполнил его, то что в этом случае делать? Как он будет отвечать за это пред Богом?

С одной стороны, мусульманин должен выполнять свои обещания и исполнять те обязательства, которые он взял на себя. Об этом многократно говорится в Священном Коране и хадисах. Что касается вопроса помолвки, то женитьба или замужество после нее не являются категорически обязательными. Стороны могут передумать. Именно поэтому после помолвки и до женитьбы предполагаемые муж и жена не имеют права ходить под ручку, даже в общественных местах, обниматься, целоваться, не говоря уже о чем-то большем. Все это допускается только после бракосочетания, когда утвердилось намерение быть мужем и женой на протяжении оставшейся жизни, когда произнесены перед людьми слова обоюдного согласия сторон, когда имеется благословение родителей и присутствуют свидетели.

А потому, если не срослось на этапе помолвки, поймите для себя и примите, что так оно лучше, то есть ведет к лучшему. Жизнь продолжается (без обид и претензий), и в ней нас ждет еще много интересного и неожиданного, главное - не стоять на месте.

Три года назад я встретил девушку, которую полюбил. Однако на тот момент я получал высшее образование и не мог содержать семью, поэтому ни о каких отношениях не могло быть и речи. По ряду причин я практически не видел ее два года. Все это время я думал о ней. Теперь у меня есть возможность создать семью. Но когда я созвонился с ней после разлуки, то выяснилось, что у нее уже есть жених. Допустимо ли мусульманину ухаживать, оказывать девушке, у которой есть жених, знаки внимания с намерением создать семью? Или следует дождаться разрыва их отношений (если таковой будет) и уже потом начать ухаживания? Эмин, 23 года.

С точки зрения мусульманских канонов категорически не допускается ухаживание за чужой невестой. Вам не следует беспокоить ее до тех пор, пока не определятся отношения с нынешним женихом. Если у них не сложится, тогда посватайтесь к ней.

Хадисы от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1656, хадисы № 5142 и 5144; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 173, хадис № 2901, «сахих».

Хитба (помолвка).
Помолвка – это объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Это может сделать или сам мужчина, или его семья, или другие доверенные люди. Если ответ девушки или ее семьи будет положительным, то считается, что хитба состоялась.
Хитба является подготовкой к свадьбе и дает возможность ближе познакомиться жениху, невесте и их семьям.
Хитба – это не бракосочетание, а только помолвка. Совершив хитбу, жених с невестой являются все еще чужими друг другу, поэтому они не могут уединяться.
Что является желательным при избрании супруга.
Для того чтобы семья была крепкой, а брак долгим, надо внимательно отнестись к выбору супруга. При решении этого вопроса следует обращать внимание на религиозность и нравственность будущего супруга.
Качества невесты:
1. Религиозность. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Выбирают жену по 4 качествам: за ее богатство, ее положение в обществе, за красоту и за богобоязненность, – так выбирайте богобоязненную, (иначе) окажетесь в затруднительном положении».707
«Более всего праведному мумину, состоящему на службе Аллаху приносит счастье и добро его благочестивая, богобоязненная супруга. Такая женщина повинуется ему, при взгляде на неё он ощущает чувство радости. Она помогает ему не нарушать данное им слово клятвы. В случае отсутствия его дома, она бережёт, как свою собственную честь, так и честь, и имущество своего супруга».709
«Мир полон полезных благ и милостей. Самое большее же, из них — это благовестная и набожная жена».710
В Суре «Аль-Бакара», 201 говориться:

???????? ?????? ??? ?????????? ???????? ????? ????????? ???????? ??????? ??????? ????????
«Раббана атина фи-д-Дунья хасанатан ва фи-ль-Ахирати хасанатан ва кына азабан-Нар».711
«Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня».
Халиф Али толковал этот аят следующим образом: «О, наш Господь! Пошли нам на земле благочестивую жену. Пошли нам (в будущем) в раю гурию. Господи! Сохрани нас от (мук огня) обмана, хитростей, а также, от навязчивости и вреда женщин!»712
2. Способность рожать детей. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Женитесь на женщине, которая может любить и которая может рожать, потому что в Судный День я буду гордиться численностью моей уммы713 перед уммами других Пророков».
3. Девственность. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Выбирайте для женитьбы девственницу».
4. Религиозность семьи, в которой воспитывалась избранница.
Следует обращать внимание на род невесты, так как будущий ребенок может быть похожим на кого-нибудь из ее рода. Чтобы родившийся ребенок был нравственным, воспитанным и благочестивым, важно, чтобы он родился в хорошей семье. Ведь здоровые корни дают здоровые и красивые побеги. Абу Саид’и Худри, (радыйаллаху анху), передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Будьте далеко от хадра’и диман. Сподвижники спросили: «Что такое «хадра’и диман», о, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Женщина, выросшая на свалке (в грехе)».714
5. Красота.
6. Желательно выбирать супругу не из близких родственников.
Мужчине, достигшему совершеннолетия, запрещается смотреть на аурат чужой женщины.
Если мужчина хочет жениться, то ему разрешается смотреть на лицо, кисти рук и на стопы ног невесты.
Нарушение хитбы.
Хитба не является никяхом, поэтому любая сторона может расторгнуть это соглашение, однако не следует расторгать хитбу без причины.
Если она или он дали друг другу подарки, после нарушения хитбы они имеют право взять их обратно.

Ислам - одна из самых древних религий, число приверженцев которой не уступает христианству. Конечно, в каждой стране есть свои особенности и традиции проведения свадебной церемонии, но в этой статье мы расскажем о классических мусульманских канонах.

Начнем с того, что многое изменилось, далеко не во всех странах строго соблюдаются законы Шариата, всегда можно найти компромисс. Однако в исламе семья приравнивается к вечным ценностям, считается, что именно от того, как молодые сочетаются браком, будет зависеть и дальнейшая жизнь пары. Коран допускает многоженство, но при условии, что мужчина может обеспечить достойное содержание супруг. На самом деле, далеко не каждый восточный мужчина может себе позволить жениться хотя бы раз.

Традиции знакомства

Современные молодые люди знакомятся с понравившейся девушкой сами, а их отношения развиваются по типичному сценарию. В некоторых мусульманских странах поисками невесты занимается мать или сестра. Будущий муж разве что может рассказать о своих предпочтениях: цвет волос, комплекция, образование и так далее. У египетских мусульман была необычная традиция: жениху показывали только щиколотку претендентки. Если она была ухоженная, пухленькая и с золотыми украшениями - значит, эта дочь является любимицей семьи, худая нога без цепочек и браслетов свидетельствовала о том, что девушке приходится много работать, и шансы выйти замуж снижались. Когда выбор сделан, жених и его семья приходят знакомиться, приносят с собой дары. Ровно через 7 дней невеста дает (или не дает) свое согласие выйти замуж. Если она отказала, все полученные подарки возвращают жениху.

Сватовство

После этапа знакомства следует сватовство, во время визита обговариваются важные вопросы вплоть до количества людей на свадьбе или места проведения церемонии. Все финансовые затраты возлагаются на плечи семьи жениха. До свадьбы молодым людям не разрешается даже держаться за руки, невеста носит закрытые одежды, жених может видеть только лицо и кисти рук - считается, что этого достаточно для того, чтобы оценить красоту девушки.

Ночь хны

В мусульманских странах даже девичник носит поэтичное название «Ночь хны». Это удивительно красивый обычай: вечер накануне церемонии жених проводит со своими друзьями, а невеста - с родственниками и подругами. На ладони и стопы наносят красивые орнаменты из хны, у каждого узора - своя символика. Древний смысл мехенди (язык символов) походит еще со времен существования Вавилона. Делать временные татуировки может только женщина, счастливо живущая в браке. Часто в рисунки вплетаются и инициалы жениха: раньше только по кистям рук жених и мог узнать суженую, ведь видеться им не разрешалось. Хна должна быть качественной: считается, что чем дольше продержится роспись - тем лучше для невесты, ведь она освобождается от домашней работы, пока не смоются узоры. Считается, что правильно нанесенный орнамент дарует новой семье покой, благополучие и счастье.

Невесту наряжают в дорогое платье (нередко свадебные наряды, богато расшитые и украшенные, передаются по наследству). Лицо прикрывают вуалью. Подруги поют грустные песни, осыпают девушку монетами, желая богатства и скорее родить наследника.

Обряд никах

У мусульман не принято только расписываться в ЗАГСе, такая церемония перед лицом Аллаха силы не имеет, обязательно проводится "никах" - венчание. Современные молодожены совершают этот обряд за несколько дней до регистрации брака. До этого времени жених и невеста не должны иметь близких отношений, на церемонии обязательно присутствуют свидетели-мусульмане, причем это не могут быть родители. Свидетели дают согласие на проведение церемонии и помогают паре во время бракосочетания.

О свершении союза оглашается всем присутствующим. Интересен тот факт, что жених обязан выплатить махру - свадебный выкуп, он должен быть ценным - недвижимость, автомобиль, драгоценности и так далее. Такой шаг считается подтверждением серьезных намерений жениха. Даже в случае развода этот подарок будет принадлежать невесте.

Брак заключают в мечети мулла или имам, он читает суры из Корана, завершается церемония обменом кольцами. Причем золото дарить друг другу не принято, поэтому кольца в основном серебряные. Европейский стиль одежды на мусульманских свадьбах не используется. Кстати, и белый цвет наряда традиционным не считается, можно выбрать платье и ярких цветов, но закрытого фасона.

Обязательна юбка в пол, длинные рукава, закрытое декольте. Лицо прикрывают далеко не всегда, но на голове должна быть многослойная фата или хиджаб - нарядный платок. Ткань украшается многочисленными узорами и орнаментами. Для каждой мусульманской страны свойственен свой цвет: В Палестине это красный или оранжевый, в Пакистане - белый с яркими узорами, в Индии - вишневый или зеленый и так далее.

Праздничное застолье

Свадебный банкет в мусульманских странах всегда считался символом гостеприимства и праздником в честь рождения новой семьи. По традиции, мужчины и женщины сидят в разных залах, но для них предусмотрены всяческие развлечения. Согласно обряду валим, строго запрещен алкоголь, блюда из свинины. Гости много поют, танцуют, а прекрасные восточные блюда никого не оставят равнодушным.

Следует отметить, что друзья и родственники другой веры приглашаются на застолье, а вот в мечети находится только мусульмане, поскольку присутствие неверных во время проведения религиозных обрядов считается грехом.

Интересен тот факт, что в последнее время все больше мусульманских свадеб сопровождается заключением брачного контракта. В перечень даже включаются требования о покупке драгоценностей или подарков в честь какой-либо торжественной даты. Муж обязан полностью взять на себя обеспечение семьи: не только жены и детей, но и родственников. Согласитесь, довольно накладно, неудивительно, что мусульманские мужчины зачастую женятся один раз.

В антураже свадеб появилось много современных веяний, но основные обряды соблюдаются неукоснительно!