Как не приучить ребенка к рукам: советы родителям. Почему грудничок может попроситься на ручки

Новая пора детской жизни – детский сад. Ребенок здесь впервые встречается с большим коллективом. Все детки по-разному переносят период адаптации к новому месту, к новым людям. Частая реакция – плач. Бывает, что кроха ведет себя спокойно в детском садике, но вечером дома дает волю слезам, а иногда малыш первоначально выявляет готовность к походу в учреждение, а у самых дверей начинает капризничать. Более взрослый возраст карапуза (3 года и старше) – более легкая адаптация.

Детки могут сначала согласиться идти в садик, а в последний момент отказаться и даже заплакать

Почему малыш отказывается посещать садик?

Плач малыша, когда он идет в ДОУ, имеет под собой ряд серьезных причин. Перечислим их:

  • Малыш боится смены окружающей обстановки и режима. Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно. Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома. Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик.
  • Негативный опыт первого посещения детского садика. Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.
  • Ребенок психически не готов к детскому саду. Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.
  • Малыш не обладает навыками самообслуживания. Это может стать причиной сложностей пребывания малыша в дошкольном учреждении.
  • Переизбыток впечатлений. Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.
  • Негативное отношение к ребенку персонала. Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.


Дети до трех лет еще очень сильно привязаны к маме и не могут надолго расстаться с ней

Приучение к саду

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ответим на вопрос, как приучить ребенка к садику. Благодаря простым приемам можно достичь снижения уровня напряжения и волнения, создать благотворную среду внутри детской личности для принятия новых условий жизни. Приучить малыша к садику можно только постепенно. Готовьтесь сами морально и готовьте малыша к тому дню, когда вы впервые поведете его в дошкольное учреждение. Создайте дома режим дня аналогичный тому, что будет у малютки в садике (прогулка, кормление, сон).

Приучать карапуза нужно также через объяснение, чем занимаются дети в детском саду и какую роль играют воспитатели. Часто детки не понимают, почему мамы отдают их чужим тетям. Следует объяснить, как сообщать воспитателю о своих потребностях и как правильно его называть, тогда приспособление к новой жизни пойдет проще.

Проведите несколько прогулок по территории ДОУ. Показывайте крохе, как красиво и интересно кругом. Сделайте акцент на том, что совсем скоро сын или дочь получат возможность гулять здесь вместе с другими детками под присмотром воспитателя.

Для первых дней адаптации ограничьте время пребывания в учреждении двумя часами. Временной интервал увеличивайте постепенно. Спустя 2-3 недели (это промежуток может быть короче или длиннее в зависимости от самого ребенка) при желании карапуза можно оставить его в саду на весь день.



Чтобы ребенок не страдал от разлуки и быстрее адаптировался, в первое время лучше оставлять его в садике всего на пару часов

Создание благоприятного впечатления

Когда вы забираете кроху из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, как ему понравилось в саду и чем они занимались в течение дня. Непременно сделайте акцент на положительных моментах, ведь порой именно от позитивных реплик со стороны родителей зависит построение положительного отношения к учреждению у самого ребенка.

Укладываться на ночь начинайте пораньше, чтобы иметь возможность поговорить с дочкой или сыном перед сном, побеседовать о садике. Накануне вечером перед походом в ДОУ можно обсудить, какую игрушку малыш возьмет завтра с собой и выбрать совместно одежду для будущего дня.

Режим дня, принятый в учреждении, следует сохранять и в выходные дни. Повторяйте все, что дети обычно делают в садике и то, что малыш уже научился делать там.

Условьтесь, каким будет ваше прощание и встреча. Прорепетируйте несколько раз эти сцены. Такие действия крайне необходимы вашему малышу, особенно если он боится расставания с вами. Соблюдайте эти ритуалы и в дальнейшем.

Посещение садика – начало жизни, лишенной физического контакта с родителями, хотя и временно. Дети все равно нуждаются в мамином тепле и любви, поэтому чаще берите их на ручки, почаще обнимайте и старайтесь проявлять максимум заботы. Не забывайте, что дома ребенок должен восполнить недостаток вашего внимания.



Чтобы биологические часы ребенка не сбились, желательно соблюдать установленный в садике распорядок дня даже в выходные

Ошибки родителей

Трудности нередко встречают родителей на пути освоения нового места пребывания их ребенком. Приведем примеры распространенных ошибок и рассмотрим способы их предотвращения.

Одна из самых частых ошибок - родители оказываются не готовыми к отрицательной реакции на детский сад. Они не знают, как реагировать на слезы и капризы, когда ребенок не хочет идти в детский сад, ведь дома малыш вполне адекватно воспринимал предложение идти туда. Нужно учитывать, что кроха сталкивается с таким опытом впервые, то есть он не может заранее предугадать всю картину. Адаптация со слезами – явление распространенное и абсолютно нормальное. Слезы пройдут так же внезапно, как и появились, стоит лишь родителям проявить терпение.

Часто родители ошибочно начинают ругать или даже наказывать детей за слезы. Так ситуацию не решить. Взрослые должны проявить терпение и такт. Важно помочь крохе приспособиться к новому месту пребывания. На помощь в этом непростом деле обязаны прийти воспитатели.

Отложить все дела

Мама должна на адаптационный период абстрагироваться от любых других важных дел, в том числе и от выхода на работу, чтобы полностью заняться малышом. Время привыкания может составить 2-3 месяца. Также родители сами не должны нервничать и выражать свою обеспокоенность внешне. Сейчас не время для самобичевания по поводу того, хороший вы или плохой родитель, самое главное для вас – быть спокойным и уравновешенным. Малыши очень легко перенимают настрой взрослых, а ведь им предстоит преодолеть важный рубеж и научиться жить в большом коллективе. Не говорите папе или другому члену семьи о том, что сын или дочь плакали, если малютка в этот момент находится рядом. Не стоит акцентировать внимание на вашей тревоге, ведь дети, хоть их порой и считают еще слишком маленькими, все очень хорошо понимают, а еще лучше – чувствуют. Все это будет усиливать детское беспокойство.



Даже если тревога ребенка кажется надуманной, нужно спокойно и с любовью помочь ему пережить непростой период

Распространена ошибка, когда мамы начинают проявлять к ребенку в это время меньше внимания. Груз ответственности спал с их плеч, они облегченно вздыхают - и совершенно напрасно, потому что именно сейчас нужно максимально много времени проводить с крохой, чтобы показать, что вы любите его так же как раньше и даже больше. Услышав, как малыш с радостью делится с вами переживаниями прошедшего дня и рассказывает об играх и занятиях, можете быть спокойны – ваш карапуз одолел науку адаптации к детскому саду.

Продолжительность периода приспосабливания у каждого ребенка будет индивидуальной. Адаптация – это проверка и для взрослых - на то, как они сами настроены на помощь своему чаду и готовы к поддержке в тяжелых ситуациях.

Решение уже имеющихся проблем

Представим ситуацию, что ребенок не хочет идти в садик при условии, что он уже продолжительное время его посещает и все чаще выражает беспокойство в тот момент, когда мама говорит, что пора собираться в группу. Скорее всего причина здесь в том, что у малыша 4-5 лет проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или с воспитателями. Возможно, карапуз плохо воспринял приход нового воспитателя или имеется неразрешенный конфликт между одногруппниками.

Причиной может быть простое недосыпание. Стоит родителям ввести новый подходящий распорядок дня, как проблема решится сама собой. Малыш будет полностью восстанавливаться за ночь и вставать самостоятельно с удовольствием.



Полноценный сон - залог хорошего настроения и самочувствия ребенка, что позволит ему быстрее адаптироваться к садику

Как исправить ситуацию?

Выяснение причин

Как поступать родителям, если кроха выражает свое недовольство и протест по поводу хождения в детское учреждение? Разберем самые оптимальные способы решения с точки зрения доктора Комаровского:

  1. Разговор с ребенком. Каждый раз, забирая сына или дочь из сада, интересуйтесь, как они провели день. Возможно, из разговора вы узнаете, что воспитатель грубо обращался с малюткой или кто-то из деток его обидел. Причина того, почему кроха плачет и не хочет ходить в ДОУ, в 80% случаев раскрывается именно в этом формате.
  2. Разговор с воспитателем. Необходимо соблюдать правила общения: быть вежливым, спокойным, не высказывать претензий и не повышать голоса. Такой подход гарантирует вам получение правдивого отзыва от человека, под контролем которого ваш малыш находится целый день. Выслушав его мнение, вы сможете сделать выводы, как педагог влияет на вашего ребенка.
  3. Разговор с родителями. Частые и групповые истерики у большинства детей по утрам требуют сбора родительского собрания, чтобы выявить причины такого поведения.
  4. Предложите малышу нарисовать свой детский сад. Увидев радость и живые эмоции на рисунке, будьте уверены, что проблема где-то еще - скорее всего в семье. Преобладание темных тонов, слезы, ругань на картинке – повод обратиться к психологу или показать этот рисунок воспитателю группы.
  5. Обратиться к воспитателю с просьбой показать результаты трудов своего чада в стенах ДОУ. Увидев, что по сравнению с другими детками ваш кроха отстает в рисовании, лепке или аппликации, следует позаниматься с ним дополнительно дома. Тогда ребенок перестанет чувствовать свою ущербность по сравнению со сверстниками.


Даже ссора с другим ребенком может быть причиной нежелания посещать ДОУ

Устранение причин

  1. Видя проблему в сложности общения вашего ребенка с другими детками, чаще бывайте на площадках, помогайте ему налаживать контакт с малышами. Нужно помочь ему преодолеть свою замкнутость и научить общаться и жить в социуме.
  2. Не идите на поводу у его капризов и прекратите чрезмерно его баловать.
  3. Режимы дома и в садике должны быть максимально похожими, особенно это касается времени обеда и тихого часа.
  4. Прививайте ребенку навыки общения со взрослыми, чтобы уже с юного возраста он понимал необходимость послушания взрослым и осознавал важность субординации.
  5. Выяснив, что причиной слез и истерик у ребенка является некомпетентный педагог, и это подтверждает большинство родителей в группе, следует обратиться к руководству ДОУ для назначения нового воспитателя (подробнее в статье: ).
  6. Присутствующий конфликт между вашим ребенком и воспитателем необходимо разрешить с последним. Отсутствие положительного решения приведет к тому, что сад придется поменять.
  7. При возможности проведите хотя бы один день в группе. Разумеется, всю картину вы вряд ли увидите, потому что воспитатель при вас может вести себя по-иному, но все же вам будет проще понять, чем именно вызвана тревога вашего чада.

Устранение нарушений

  1. Мешающие нормальному общению и проведению занятий дефекты речи следует устранить. Для этого нужно обратиться к логопеду.
  2. Имеющиеся серьезные патологии (ДЦП, олигофрения, аутизм, нарушения слуха, зрения и т.д.) требуют перевода ребенка в специализированный детский сад. Не настаивайте на пребывании вашего ребенка в обычном саду. Специализированное учреждение больше подходит для работы с детьми такого плана.
  3. Причиной отказа от посещения детского сада может быть сильная чувствительность и эмоциональность ребенка. Крохе тяжело в саду, ему там некомфортно, он хочет более спокойного места и более дружеской обстановки. Попробуйте обратиться за советом к психологу. Опытный специалист подскажет, как вести себя в такой ситуации. Старайтесь давать малышу поменьше поводов для стрессов, а вечерами включайте почаще классическую музыку.

  1. Не стремитесь поменять сад, если ребенок не против его посещать и хочет ходить в данное учреждение.
  2. Не кричите и не ругайтесь на ребенка, если он отказывается идти в садик. Ведите себя спокойно и сдержанно, без раздражения и гнева - так вы поможете ребенку перенять ваше положительное настроение.
  3. Ссоры и конфликты между взрослыми должны быть вне поля зрения ребенка. Развод родителей не должен коснуться малыша никоим образом.

Для выяснения причин, почему ребенок отказывается посещать сад, требуется комплексный анализ. Здесь важно все: и как он воспринимает сад в целом, и отношение к нему сверстников, и мнение воспитателя. Учитывайте, что не всегда причина кроется во внешних раздражителях, порой виной всему негативная домашняя обстановка. Родителям сложно быть объективными в решении данного вопроса. Самый лучший способ разобраться – обратиться к психологу. Такой вариант предполагает выявление корня проблемы и принятия решения по ее устранению.

С появлением на свет такого родного и такого долгожданного малыша каждая мама сталкивается с необходимостью научиться не только ухаживать за ним, но и понимать, что, порой, является непростой задачей, ведь ребенок еще не говорит, а сигналы, которые он подает маме ею еще пока не расшифрованы.

Основным помощником в этом вопросе становится для мамы ее материнский инстинкт, именно он подсказывает, что малыш голоден, замерз или ему хочется на ручки. Однако все мы живем в социуме, поэтому кроме инстинктов руководствуемся и другими источниками информации – советами близких или других авторитетных для нас людей (врачей, опытных подруг и проч.)

Действительно трудно приходится маме, когда ее инстинкт и рекомендации извне оказываются прямо противоположными.

Чаще всего от наших бабушек и мам приходится слышать: «Не бери на руки так часто, приучишь к рукам, потом все время будет на ручки проситься!». И послушные новоиспеченные мамы кладут обратно в кроватку истошно вопящего младенца и выходят из комнаты, стараясь не приучить к этим самым рукам, пока их материнское сердце просто разрывается на части, потому что инстинкт буквально кричит: «Твой ребенок плачет! Скорее возьми его на руки и прижми к груди!». Так что же делать маме? Что будет правильнее?

Несколько фактов о физиологии младенца.

Человеческий детеныш рождается фактически недоношенным, и на момент рождения совершенно несамостоятельный. Он не может сам добывать себе еду, не может следовать за мамой, как детеныши других животных, он полностью зависим от нее и ее присутствия. Это происходит из-за того, что человеческий мозг (а с ним и голова) имеет большие размеры, и если бы женщина донашивала ребенка до условно самостоятельного периода, то она просто не смогла бы родить его тем способом, что предусмотрела природа, именно по причине сильно увеличившейся к этому времени головы малыша. Поэтому наши дети рождаются неспособными к самостоятельной жизни, и фактически мы продолжаем донашивать их на руках.

Само тело ребенка так устроено, чтобы на маме ему было комфортно, а маме удобно:

  • с рождения у ребенка сильно развит хватательный рефлекс , он нужен для того, чтобы зацепиться за маму (когда-то - за ее шерсть), ведь быть потерянным ею для него равносильно смерти;
  • у новорожденного большинство клеток кожи, способных к терморегуляции, расположено на спине , ведь по замыслу природы животиком он будет прижиматься к матери, а значит, так не замерзнет;
  • именно на маминой груди сразу после рождения малыш проявляет первую свою активность . Он отталкивается ножками, стремясь добраться до соска.

Таким образом, природа предусмотрела все основные моменты для того, чтобы мама могла донашивать на руках свое новорожденное дитя до тех пор, пока он не сможет передвигаться самостоятельно и не обретет навыков добывания себе пищи.

Теория привязанности

Кроме физиологии существует и психологический аспект ношения на руках. В первые двенадцать месяцев жизни у ребенка закладывается базовое доверие к миру . Это основа формирования гармоничной личности, уверенной в себе. К сожалению, как-то развить это доверие позже уже невозможно, и человек, у которого в раннем детстве это доверие не сформировалось или недостаточно сформировалось, рискует обзавестись множеством комплексов, остро реагировать на любые неприятности и т.д.

Для новорожденного формирование доверия происходит через выстраивание отношений с его матерью, поскольку на данном этапе развития именно она и есть весь его мир. Именно ее присутствие рядом, в непосредственном телесном контакте с малышом и является основой этого доверия.

Для ребенка потерять маму из поля зрения панически страшно , ведь у младенцев нет чувства времени, поэтому каждая минута без матери словно вечность. Ребенок надрывно кричит, призывая маму, до тех пор, пока верит, что она вернется. Он испытывает сильный стресс, не чувствуя себе в безопасности без мамы. Прокричав долгое время, ребенок может уснуть, но это происходит не от того, что он успокоился, а от того, что устал кричать, и наступает сон как реакция на стресс. Такой сон даже сравнивают в некоторой мере с состоянием в забытьи.

С каждым таким стрессом от отсутствия мамы тревожность у младенца только растет, а уверенность, что мама вернется, все меньше и меньше. Доверие падает. Таким образом, подрастая и становясь старше, ребенок старается сделать все для него возможное, чтобы маму не потерять, чтобы всегда оставаться с ней. Стараясь не приучать к рукам, мы гарантированно получаем «ручного ребенка».

Можно ли носить ребенка и не уставать?

Хорошенькое дело, скажете вы, ребенок с каждым днем становится все тяжелее, как же быть маме, если она не инструктор по фитнесу и не тяжелоатлет, а на руках своего кроху носить хочет?

Все очень просто, используйте . Это физиологичные переноски, которые можно использовать уже с первых дней жизни ребенка и носить в них без ущерба для спины лет до 2-3.

Слинг в отличие от нефизиологичных переносок («кенгурушки» и проч.) притягивает ребенка очень плотно ко взрослому, образуя при этом единый центр тяжести, поэтому вес малыша в слинге гораздо менее ощутим, чем вес просто на руках. Начиная носить в слинге с самого раннего возраста, мама постепенно привыкает к возрастающей нагрузке, поэтому и подросшего годовалого ребенка можно носить без проблем.

Слинг дает возможность носить ребенка, не нарушая контакт «кожа к коже». Это благотворно влияет на лактацию, а также стимулирует у мамы выработку окситоцина, который в свою очередь снижает уровень стресса, что очень немаловажно для молодых мам.


Благодаря своей универсальности и разным вариантам намоток будет отличным помощником как с новорожденным, так и с уставшим двухлеткой, который просится на ручки.

– отличный вариант для недолгого ношения на руках, спасает маму при укачиваниях на сон, посещении поликлиники, когда нужно постоянно вынимать и снова помещать в слинг ребенка, да и просто для ношения дома, когда малыш капризничает.


– прекрасный помощник дома или для ношения в жаркое время. Он меньше по объему, чем слинг-шарф, поэтому легко поместится в сумку и выручит в дороге (в аэропорту или на вокзале, например).

удобен скоростью надевания и особенно нравится папам, а также мамам, предпочитающим спортивный стиль в одежде.

Носить или не носить?

Это каждая мама решает для себя сама. Наши мамы и бабушки тоже неспроста стремились как можно раньше освободить руки. Возможности находиться с ребенком долго у них не было, требовалось как можно раньше выйти на работу, поэтому единственное, что им оставалось, это покрепче запеленать и уложить малыша в кроватку, отучая от маминых рук.


Природа же настаивает на обратном, а если объединить ее с современностью – носить не только на руках, но и в слингах, то можно избежать проблемы наших бабушек – раннего расставания с малышом.

Наши дети растут и из беспомощных комочков превращаются в самостоятельных взрослых людей, которые уже многое могут делать без помощи родителей. Первые шаги и слова, умение самостоятельно кушать, ходить на горшок – всему этому детей учат мамы и папы, бабушки и дедушки. И то, каким вырастает ребенок, по большей части зависит от окружающих его взрослых. Его характер, навыки, способности и умения закладываются в раннем детстве, еще на подсознательном уровне. И одно из главных черт характера малыша, которое вы должны в нем взрастить – это любовь к порядку и чистоте.

Некоторым детям кажется, что раскидывать одежду и обувь в разные стороны после прихода домой – это нормально. Да и зачем переживать, если мама все равно уберет за малышом? А мама со вздохами в очередной раз складывает брюки и ищет под диваном пару для носка. Разве это нормально? Не лучше ли один раз потратить немного времени и нервов для того, чтобы приучить чадо складывать одежду, чем раз за разом разбирать бардак? Здесь очень тонкая грань психологии и педагогики, которая не должна принуждать ребенка к чему-то. Он сам должен понять, что складывать одежду после переодевания – это хорошо, что игрушки за собой должен убирать каждый. И тогда в вашей семье наступит хотя бы относительный порядок.

Родительский пример

Если вы хотите приучить ребенка к порядку, обратите внимание на себя. Дети в большинстве своем (особенно маленькие) копируют поведение родителей во многих аспектах социальной жизни. Когда малыш рождается, он живет в семье и не видит другой среды и других правил поведения. Если папа разбрасывает грязные носки, а мама не вытирает пыль, он думает, что так и нужно, что так и должно быть. И если вдруг вы в один прекрасный день просите ребенка протереть тарелки, хотя сами никогда этого не делали, для него это будет нонсенсом. Хотите приучить малыша к порядку – начните с себя.

Как приучить малыша к порядку

Приучать ребенка к порядку нужно с малых лет. Безусловно, не нужно спихивать на ребенка тяжелые обязанности, но уже с двух лет малыш может кое-что делать. Например, собирать игрушки. Это простая, но в то же время регулярная обязанность значительно облегчит вашу жизнь. Вечером, перед подготовкой ко сну, попросите ребенка собрать игрушки и пожелать им спокойной ночи. Малыш воспримет это действие как игру и с удовольствием выполнит вашу просьбу. Если ребенок отказывается и капризничает, нужно мотивировать его. Например, «Убери игрушки и пойдем купаться (пить молоко, кормить собаку и т.д.)»

Валерия, мать четырехлетнего Игоря, рассказывает, что собирать игрушки для них – это сущая пытка. Однажды она сказала своему сыну: «Если ты не будешь собирать игрушки, они обидятся на тебя и уйдут к соседскому мальчику Сережке». Сын пропустил слова мимо ушей, но утром игрушек не оказалось. Мама с досадой сказала, что наверняка игрушки ушли к Сереже, потому что Игорь их не любит и не собирает после игры. Конечно, корзина с игрушками через некоторое время была возвращена на свое законное место, но своей обязанностью мальчик больше не пренебрегал. Игорь стал всегда собирать машинки и конструктор после игры, боясь, что они опять, обидевшись, уйдут куда-нибудь.

В остальном малыш с ранних лет видит, как и что делается в доме. Попросите ребенка после прихода с улицы самостоятельно убрать обувь на полку. Непременно хвалите его действия, даже если они получаются совсем неумелыми, главное – порыв. Поощряйте, замечайте и хвалите любую инициативу, которая исходит от ребенка относительно уборки. Вызывайте у малыша положительные эмоции, связанные с наведением порядка. Уборка тоже может быть веселой – достаточно лишь включить энергичную музыку!

Как приучить детей к порядку и чистоте

Вот простые правила, которые помогут вам приучить ребенка к порядку и чистоте.

  1. Детям старше пяти лет можно сделать красивую памятку, которая поможет им не забывать о своих обязанностях. В этом возрасте малыш может поливать цветы, вытирать пыль, убирать со стола, помогать маме накрывать на стол, убирать и складывать за собой одежду и обувь, собирать грязное белье в корзину, заправлять свою постель. Если в доме есть животное, также нужно приучать ребенка ухаживать за ним – убирать лоток, место приема пищи, выгуливать питомца. Напишите список дел в приготовленную памятку и дайте ребенку возможность отмечать выполненные на сегодня задания. Для ребенка это будет интересно и увлекательно.
  2. Не старайтесь взвалить на ребенка слишком много, даже если ему 10, и он может делать все. Сегодня пусть пропылесосит, завтра переберет журналы, а послезавтра помоет пол в детской. Излишняя загруженность вызовет отвращение к домашним делам и заботам.
  3. Очень эффективно утром, перед тем, как вся семья уходит на работу, в садик и в школу, вешать на холодильник список дел для каждого. Например, папа – забрать пальто из химчистки, мама – заплатить за коммунальные услуги, Саша – пропылесосить. Так ребенок понимает, что он – в системе, где у каждого есть свои обязанности. Он будет чувствовать себя взрослым, который тоже выполняет свою часть общих заданий.
  4. Детей подросткового возраста очень трудно заставить убраться, если они этого не хотят. Однако найти нужные ниточки можно. Скажите ребенку, что наверняка ему будет стыдно, если в гости придут его друзья и увидят в его комнате такой бардак. Подросток задумается над этим и наверняка захочет навести порядок.
  5. Если вы поручили ребенку любого возраста какое-то задание, не выполняйте его самостоятельно. Если ваш сын или дочь не хочет наводить порядок на своем письменном столе, не делайте это за ребенка. Лучше напомните ему об этом или как-то мотивируйте выполнение задания. В конце концов, можно сказать «Ты не пойдешь играть в футбол, пока стол не будет убран».
  6. Иногда для уборки может понадобиться человек, который является авторитетом для ребенка. Например, это может быть старший брат, дедушка или воспитательница в детском саду. Иногда напоминания знакомого имени бывает достаточно, чтобы ребенок навел чистоту. Например, «Да, твой дедушка бы гордился, если бы узнал, что ты САМ убрал свою комнату». И скрепите это звонком деду с рассказом о самостоятельности внука. Такие приемы зачастую намного эффективнее, чем принуждение.
  7. Когда вы просите ребенка о тех или иных действиях, не забывайте конкретизировать свои слова. Не говорите: «Когда же ты уберешь свою комнату», а говорите: «К сегодняшнему вечеру комната должны быть убрана». Если малыш достаточно мал, не говорите ему: «Убери за собой», а скажите: «Чашку нужно отнести в мойку и промыть, книжки разложить по полкам, а носки положить в шкаф». Иногда дети не выполняют заданий, потому что просто не понимают смысла ваших слов.
  8. Иногда ребенку бывает очень полезно посетить места своей «будущей» работы. Если малыш хочет стать врачом, обратите его внимание на стол доктора во время очередного приема. Пусть отметит для себя, что стол чист, все предметы упорядочены. Скажите, что, если ребенок действительно хочет стать медиком, ему придется приучаться к порядку уже сейчас. Иногда это бывает достаточно веским аргументом.


Часто бывают случаи, что ребенок не хочет соблюдать элементарные правила порядка, что бы вы ни делали. Обычно это бывает с подростками, за которых вы взялись только что. Умейте признаться себе, что это ваша ошибка. Иногда мамы (а особенно бабушки) все делают за ребенка, не позволяя ему выполнить даже простые задания. Ребенок растет и привыкает к тому, что за него все всегда делается, его фактически обслуживают. В таких ситуациях не нужно ругаться, шантажировать и принуждать. Скажите подростку, что, если он после завтрака не вымоет за собой тарелку, то обедать, а потом и ужинать он будет из нее же. Не отступайте от своих слов. Пусть он сам поймет, что кушать из чистой посуды – приятно. Если подросток не хочет выполнять свою часть обязанностей по дому (например, пылесосить), скажите, что завтра вы будете готовить еду только на себя. Не отступайте от своих слов, вам нужно переломить свое чадо. Он должен понимать, что семья – это коммуна, где каждый должен делать что-то ради всеобщего блага и жить трутнем он не сможет.

Чего нельзя делать

Иногда родители своим поведением сами отбивают у ребенка охоту к чистоте и порядку. Чтобы с вами этого не случилось, нужно остерегаться некоторых высказываний.

  1. Не ругайте малыша, даже если он что-то сделал не так. Если ваша дочь моет посуду, но делает это не очень хорошо, не нужно акцентировать на этом внимание. Не говорите ребенку, что на тарелках остались жирные разводы, а похвалите ребенка за вымытую посуду. Так вы можете отбить у ребенка желание к любым действиям. Конечно, это не касается взрослых детей – им обязательно нужно указать на оплошности и попросить в следующий раз быть более внимательными.
  2. Уважайте и цените труд ребенка. Если ваше чадо помыло пол, не смейте ходить по нему в грязных ботинках.
  3. Не запрещайте во время уборки слушать музыку или включать телевизор. Главное, чтобы это не мешало основной деятельности.
  4. Не ругайте ребенка, если он что-то не сделал. Просто спросите его наедине, почему так случилось. Возможно, малыш действительно забыл о вашем поручении, ведь такое бывает даже со взрослыми.
  5. Когда вы объясняете дочке преимущества порядка в квартире, не нужно давить на то, что «ты же девочка». Особенно это актуально, когда в семье есть разнополые дети. Обязанности должны быть равными. Мальчик также должен быть аккуратным и стараться содержать свои вещи в чистоте.

Воспитание ребенка и приучение его к порядку – дело кропотливое. Начинать нужно с младенческого возраста, подавая малышу собственный пример. Не ругайте за оплошности, поощряйте инициативу, хвалите за порядок, и тогда стремление к чистоте будет естественным и непринужденным.

Видео: как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Когда в семье появляется малыш, особенно, долгожданный, для мамы нет ничего приятнее лишний раз покачать его на руках, обнять, прижаться к родному комочку. Это не только правильно, но и необходимо в первую очередь самому карапузу. Но что предпринять, чтобы и в дальнейшем, когда кроха подрастет, покачивания и ношения на руках не стали для него постоянной нормой? Как не приучить ребенка к рукам? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Боятся ли мамы приучать малыша к рукам?

Уже выросшим деткам не хватает нежных маминых прикосновений и добрых нежных объятий. Но, в отличие от взрослых и подростков, новорожденным крошках повезло: они все время наслаждаются любовью и теплом родного человека, потому что мамы почти все время носят их на руках. Такие идиллические картинки способны нарушить только причитания бабушек: а нужно ли приучать ребенка к рукам, ведь он может вырасти балованным? Так ли уж правильно прислушиваться к советам представительниц старшего поколения или лучше опираться на инстинкт любящей мамы и по первому требованию грудничка брать его на руки? В среднем период ношения на руках малышей составляет год. Как только карапуз начинает самостоятельно ходить, дополнительные средства передвижения в виде родительских рук ему не нужны. Но что делать до первого дня рождения крохи? Надо просто учитывать некоторые особенности малышей, находящихся в этом возрасте.

Почему грудничок может попроситься на ручки?

Единственной и вполне объяснимой реакцией мамы на плач ее крохотульки будет желание взять ребеночка на руки и постараться успокоить. Женщина, которая совсем недавно стала мамой, в первое время не сумеет распознать по характеру плача малыша, из-за чего он расстроился.

А причины могут быть самыми разными:

  • у малыша мокрые пеленки;
  • он замерз или, наоборот, ему очень жарко;
  • ему одиноко и скучно, не хватает впечатлений;
  • кроха хочет кушать;
  • грудничок устал либо перевозбудился и не может уснуть;
  • его мучают колики, он заболевает.

Уже потом, по прошествии нескольких месяцев, родителей будет мучить вопрос: приучили ребенка к рукам - что делать? А пока мама поскорее берет малыша на руки, стараясь понять, что его так тревожит, в чем он нуждается в данный момент. В ту же секунду, как малыш оказался в маминых объятиях, он чувствует ее любовь, заботу, ему очень комфортно и он успокаивается. Теперь маме становится ясно, из-за чего плакал ее крошка, и она будет устранять причину его слез — переоденет, накормит, согреет...

Стремление малыша постоянно ощущать мамино тепло можно объяснить очень просто: он на протяжении девяти месяцев не расставался с ней, они были единым целым, и теперь, когда крошку что-то беспокоит, он старается найти защиту у родного человека.

Вкратце о проблеме

Максимально подробно о том, существует ли такая проблема и как с ней справиться, может рассказать известный детских врач Евгений Комаровский.

Первое время новорожденный продолжает находиться «на одной волне» со своей мамой. Да, теперь между ними нет соединяющей пуповины, они разделены, но только физически. Психологическая зависимость между ними все еще есть. Именно у малыша она выражена больше всего. Поэтому не стоит удивляться, что карапузу, который в новом для него мире ориентируется еще не очень хорошо, так необходим тактильный контакт с мамой. Со стороны это выглядит так: малыш забеспокоился — мама взяла его на руки, кроха почувствовал ее присутствие, услышал голос, узнал родной запах и успокоился.

Именно этим и пользуются многие мамы с первых самостоятельных дней своего чадушки.

Маленькие хитрецы

Как только малыш издаст хотя бы звук, лежа в своей кроватке, мама уже спешит к нему и берет на руки, если у него колики, мама опять хватает его. За очень короткое время кроха понимает, что получить маму «под бочок» очень просто: достаточно заплакать или засопеть. Но до двух месяцев детки не умеют злоупотреблять доверием, и если уж они попросились на руки, значит, им это действительно необходимо.

Все меняется к трем месяцам. Колики постепенно стихают, они появляются все реже и реже. Мамам уже нет нужды подбегать к малышу ежеминутно, но они все-равно делают это по привычке. А малышам все это очень нравится.

Это как раз тот возраст, когда можно начинать разговоры об избалованности. Теперь уже не надо спрашивать: как понять, что ребенок приучен к рукам. Все и так становится понятно. Чем дальше родители будут тянуть с отучением от рук, тем сложнее им будет это сделать.

Засыпание и укачивание

Так как не приучить ребенка к рукам? Первое время после рождения малыша интересует его новый мир. И пусть он будет находиться только в его комнате. Зато это весьма удобно — мама берет на руки, а карапуз указывает пальчиком, куда он хочет «пойти» дальше. Иногда даже полезно предоставить ему эту возможность, ведь когда крошка научиться ползать, он станет залезать даже туда, куда не надо.

Самую большую сложность будет доставлять засыпание. Именно в этот момент мама способна потерять последние силы, особенно если понадобится укачивать малыша ночами. Для облегчения маминой «работы» можно использовать кроватку, в которой есть маятниковый механизм.

Случается и так, что после того, как малыша покормили, он нуждается в укачивании. И ему не нравится, когда мама пытается убрать его от груди. Правильно будет поступить так: маме можно просто полежать с ним рядом или даже постоять, держа кроху на руках. Только ни в коем случае не ходить и не покачивать его. Малыш с самого детства должен понимать, что мама и укачивания — не одно и то же.

Вместо ношения побудьте рядом

Если ребенок приучен к рукам, как отучить его от этого? Когда малыш становится ручным, а родители пытаются изменить ситуацию, можно постепенно, не спеша, заменить ношение на руках пребыванием вместе с карапузом. Довольно часто желание побыть на маминых руках, в ее объятиях, вызывается обычным страхом: мама ушла. Для малыша, который всего три-четыре месяца назад появился на свет, не видеть маму, даже если она вышла всего лишь в соседнюю комнату, является тревожным сигналом. Для него это означает, что мама ушла очень далеко, неизвестно, когда она вернется и вернется ли вообще. Лучше почитать ему книжки, спеть песенку или даже заниматься домашним хозяйством, но находясь в поле зрения карапузика.

«Ручные» малыши

Почему нельзя приучать ребенка к рукам? Этот вопрос задают многие мамочки, особенно молодые, которым постоянно твердят старшие родственники, что приучение — вредно. Аргументы, выдвигаемые старожилами, довольно простые: малыш быстро привыкает к тому, что, как только он потребует, его сразу же берут на руки. В дальнейшем он научится манипулировать родителями, и чтобы его прихоти удовлетворялись, он будет прибегать к плачу или капризам.

Мнение о вреде данного действа, в принципе, оправдано. Потому что если мама будет слишком быстро реагировать на детские капризы, она будет полностью поглощена только малышом, не оставляя времени на ведение хозяйства или себе на небольшой отдых. К тому же довольно тяжело носить все время малыша на руках, особенно когда он набирает свои килограммчики.

Каким же образом найти пресловутую золотую середину - сохранять психологический комфорт карапуза и как не приучить ребенка к рукам? Действительно, вопрос важный, и родителям в его решении следует прийти к общему знаменателю.

Слинги и тактильные контакты

Конечно, приучать ли ребенка к рукам, - это личное дело каждой мамы. Женщина должна решать это только для себя, как будет удобно лично для нее. Но если мамочка уже поспособствовала тому, что ребенок привык к рукам, как отучить теперь его от этого? Надо приложить некоторые усилия. Причем все действия следует осуществлять из расчета, что малышу ненавязчивое разрывание контакта с мамой не навредит.

Если ребеночек еще совсем маленький, то для отучения подойдет слинг. По удобству и функциональности он не будет уступать ни рукам любимой мамочки, ни коляске. Малыш все так же будет находиться близко к маме, чувствовать себя защищенным. Мама же сможет заниматься своими делами. Главное — правильно подобрать размеры слинга, тогда спина женщины от ношения карапуза не устанет.

Полезно разнообразить тактильные контакты с крошкой. Совершенно не обязательно при первых же звуках плача хватать на руки ребеночка. Если, например, он плачет из-за того, что неудобно лежит, не может уснуть, достаточно просто поправить пеленочки, перевернуть малыша на другой бочок, погладить по плечикам и спинке. Мама может побыть рядом, пока он не успокоится и не уснет.

Разнообразим впечатления

Малышу может быть скучновато лежать в кроватке довольно долго, поэтому ему просто необходимы новые и интересные впечатления. Как не приучить ребенка к рукам в этом случае и одновременно не давать ему возможности скучать?

Можно приобрести подвесные игрушки в кроватку или мобиль. Поможет и звучание музыки (особенно если это классика в обработке), изменение освещения. Чтобы мама могла заниматься домашними делами, не отвлекаясь, карапуза можно посадить (или положить) в коляску и возить за собой в другие комнаты либо на кухню.

Можно и даже нужно носить малыша на руках, особенно если ему это действительно необходимо. Потому что уравновешенным и психологически уверенным в себе человеком он вырастет, только если будет чувствовать любовь, заботу и ласку со стороны родителей.

Эмоции родителей

Если уж так случилось, что малыш приучен к рукам, что надо сделать, чтобы прекратить бесконечные качания?

Знаменитый доктор Комаровский дает простой совет: для начала следует успокоиться именно родителям, выпив настойку пустырника или валерьянки, а потом, собравшись с силами, решиться больше не качать свое чадушко.

Полезные паузы

Конечно же, не получив желаемого укачивания, малыш может начать кричать — очень громко, без остановки и совершенно безутешно. В таком случае мамы начинают пугаться и стараться успокоить ребенка, взяв его на руки. Но делать так нельзя. Надо постараться перетерпеть. Как правило, будет достаточно только двух-трех суток, чтобы карапуз сообразил, что его крик далеко не всегда поможет добиться желаемого. Правда, процесс может немного затянуться.

Так как отучить ребенка от рук? Отзывы мамочек свидетельствуют о том, что можно малыша отвлекать. Например, карапуз накормлен, переодет, уложен в кроватку или манежик. И вдруг он начинает плакать, требуя, чтобы мама взяла его на руки. В этом случае лучше дать в ручки ребенку яркую интересную игрушку либо положить рядом с ним что-то очень для него интересное. Таким образом малыш отвлекается и на время забывает о том, что старался попасть на мамины руки. Со временем таких «пауз» можно делать больше.

Как отучить от рук годовасика?

Иногда бывает и так, что малышу уже год, а он все еще «ручной». Плохо это или хорошо? На этот вопрос каждый родитель должен ответить для себя сам. Как отучить ребенка от рук (отзывы родителей по этому поводу самые разные), чтобы это было сделано правильно и не трагично для малыша? Если кто-то решает, что пока все в порядке, то можно оставить все как есть. Если кто-то придерживается точки зрения, что ребенок уже большой для того, чтобы находиться на руках, значит, надо радикально решать эту проблему.

Как отучить ребенка от рук в год? Вообще, это надо делать примерно с восьмимесячного возраста. Любимая малышами игра в прятки даст возможность привыкнуть к коротким расставаниям с мамой. Для начала надо спрятаться всего на несколько секунд за обычным платочком. Так малыш будет видеть, что мама находится на месте. Со временем мама может спрятаться за дверью, у дивана, но даже в этом случае карапузу необходимо слышать мамин голос. Когда крошка подрастет, игру в прятки можно расширить до пределов разных комнат. Таким образом будет увеличиваться время расставания, да и разлука будет выглядеть не разлукой, а обычной игрой.

Чем заменить пресловутые «ручки»?

Теперь, когда малыш уже стал постарше, он все так же может проситься на ручки. Например, когда он проснулся. Но не стоит сразу же выполнять подобное требование. Маме можно просто прилечь рядом с ним, поцеловать в щечки и пяточки, погладить по спинке.

В годик малыши, в основном, уже ходят — кто лучше, кто хуже. Они могут падать, царапаться или ударяться. В этом случае каждому ребенку важно, чтобы его пожалели. Даже в такой ситуации не стоит брать на ручки, если родители решили отучить малыша от этого. Можно его крепко обнять, пожалеть, посочувствовать, посадить к себе на колени. Такая альтернатива принесет намного больше пользы.

(9 голосов : 4.0 из 5 )

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.